27.11.2003

В Грузии нашлось президентское кресло и человек, который его займет



Вчера новые власти Грузии выдвинули единого кандидата в президенты страны на предстоящих 4 января внеочередных выборах. Как и ожидалось, им стал лидер партии "Единое национальное движение" и главное действующее лицо бархатной революции Михаил Саакашвили. Вчера же были практически распределены и остальные ключевые посты в будущем грузинском руководстве.

       Бывший президент уходит

       Вчерашний день для Грузии начался символически. Ранним утром охрана государственной канцелярии, где находится рабочий кабинет президента, вдруг засуетилась как перед очень важным событием. Оказалось, она готовилась к приезду экс-президента Эдуарда Шеварднадзе, который должен был "очистить кабинет" и освободить офис для исполняющей обязанности главы государства Нино Бурджанадзе.

       Господин Шеварднадзе пришел в канцелярию в сопровождении нескольких офицеров охраны, забрал вещи (в основном книги и записки), попрощался с помощниками и спустя два часа покинул здание. У выхода его уже поджидали десятки журналистов. Бывший президент приказал водителю остановить машину, вышел к представителям СМИ и ответил на несколько вопросов.

       По его словам, он не очень жалеет, что покидает здание, где проработал в общей сложности 20 лет, и не держит обиды на тех, кто оставил его в последнюю минуту и переметнулся к оппозиции: "Что поделаешь, такова жизнь, люди боятся потерять работу". Господин Шеварднадзе отказался сообщить, за кого будет голосовать на выборах 4 января, а напоследок пообещал часто встречаться с журналистами и в ближайшем будущем написать большую статью с уже придуманным заголовком: "Почему Шеварднадзе ушел в отставку". Он снова подтвердил, что не собирается покидать страну.
       
Новые власти приходят

       Вчера вечером в государственную канцелярию въехала Нино Бурджанадзе и заняла бывший кабинет Эдуарда Шеварднадзе. Попутно развеялся один из мифов "революции роз". Как оказалось, кресло, сожженное несколько дней назад во дворе канцелярии активистами "Единого национального движения", вовсе не принадлежало Эдуарду Шеварднадзе – это было одно из кресел из прихожей его кабинета. А настоящее кресло президента вчера заняла госпожа Бурджанадзе.

       Перед переездом в госканцелярию и. о. президента Грузии встретилась с представителями МВФ. Новые власти добиваются отсрочки платежей по внешним долгам. США уже пообещали помочь срочным кредитом, но размер суммы пока не обговорен. Однако в любом случае новые грузинские власти наверняка получат необходимую сумму для погашения хотя бы части задолженности по зарплатам и пенсиям – чтобы не обмануть ожидания малообеспеченных слоев населения, принявших активное участие в бархатной революции. Это будет не столько финансовый, сколько политический кредит Грузии со стороны Запада.

       Вчера же Нино Бурджанадзе сделала, пожалуй, свое главное заявление за последние дни. Она объявила, что единым кандидатом от "Единого национального движения" и блока "Бурджанадзе-демократы" на предстоящих президентских выборах будет Михаил Саакашвили. Это решение стало результатом консультаций лидеров двух политических объединений – Михаила Саакашвили, Нино Бурджанадзе и Зураба Жвании. Госпожа Бурджанадзе сообщила также, что "блоки выступят единым фронтом и на новых парламентских выборах" (дата которых пока не назначена) и что их единый список возглавит она сама. Кроме того, и. о. президента дала понять, что новым госминистром страны может стать Зураб Жвания.

       Так что ключевые посты в новом грузинском руководстве со вчерашнего дня практически распределены. И дело не только в том, что популярность лидеров бархатной революции в стране велика и их шансы занять высшие посты намного выше, чем у остальных политиков. Просто у их противников практически нет времени, чтобы вступить в президентскую гонку.

       ЦИК Грузии начал принимать заявки кандидатов на высший государственный пост вчера утром. А закончиться регистрация кандидатов должна уже сегодня в 18.00. За это время соискатели на главное кресло страны обязаны представить 50 тысяч подписей в поддержку своей кандидатуры. Справиться с этой задачей мало кому под силу.

       Возможно, поэтому вчера снял свою кандидатуру в пользу Михаила Саакашвили один из главных претендентов на президентский пост бывший первый секретарь ЦК компартии Грузии Джумбер Патиашвили, который был основным соперником Эдуарда Шеварднадзе на выборах в 1995 и 2000 году. Другие претенденты – лидер Лейбористской партии Шалва Нателашвили и бывший губернатор края Имерети Темур Шашиашвили – от борьбы за высший пост пока не отказываются.

       Пойдет на выборы и экс-руководитель грузинского КГБ Игорь Гиоргадзе. Об этом вчера сообщил его отец, генерал в отставке Пантелеймон Гиоргадзе, проживающий в Тбилиси. "Игорь собирается в ближайшее время приехать в Тбилиси и участвовать в предвыборной кампании",– сказал Гиоргадзе-старший. Правда, ордер на арест Игоря Гиоргадзе, выписанный еще прежними властями Грузии, никто пока не отменял. И ему вряд ли удастся стать даже кандидатом в президенты.

       Нынешние (они же, скорее всего, и будущие) руководители Грузии сделали вчера и два ключевых заявления о внешнеполитическом курсе страны. Выступая перед журналистами, Михаил Саакашвили назвал одной из первоочередных задач Грузии урегулирование отношений с Россией и даже выразил желание посетить Москву еще до выборов 4 января. А сидевший рядом с ним Зураб Жвания добавил: "Уже через несколько месяцев Грузия должна стать реальным кандидатом в члены НАТО и ЕС".
       
Батуми критикует

       Отказался, судя по всему, от участия в президентских выборах и президент Аджарии Аслан Абашидзе. Во всяком случае, об этом говорили вчера в его окружении.

       Сам же господин Абашидзе весь вчерашний день провел в Москве, где демонстративно договорился с главой Южной Осетии Эдуардом Кокоевым об укреплении связей между двумя регионами. После чего Аслана Абашидзе принял премьер РФ Михаил Касьянов.

       Уже сам по себе факт этой встречи достаточно красноречив. Едва ли не главный оппонент новых тбилисских властей стал первым грузинским политиком, кого приняли в Москве на столь высоком уровне. А первый заместитель министра иностранных дел РФ Валерий Лощинин заявил, что Россия рассматривает деятельность главы Аджарии как "важнейший фактор стабилизации обстановки в Грузии". Тем самым один из руководителей российского МИДа, по сути, признал, что Москва рассматривает Аджарию (как впрочем, и Абхазию с Южной Осетией) в качестве инструмента для воздействия на новое тбилисское руководство.

       Впрочем, такая тактика может обернуться для Москвы боком. Вчера господин Абашидзе, используя московскую трибуну, для начала отчитал страны СНГ (а, стало быть, и Россию) за то, что они опоздали с реакцией на события в Грузии. "Если бы представители Содружества собрались вместе еще пару недель, десять дней назад, то никакой вакханалии не было бы",– назидательно заявил аджарский вождь. После чего обрушился с резкой критикой на новые грузинские власти, назвав бархатную революцию государственным переворотом и заявив о нелегитимности действий бывшей грузинской оппозиции.

       А под конец Аслан Абашидзе как-то двусмысленно предупредил: трудно, мол, говорить о будущем Грузии и ее целостности. Эту фразу в Тбилиси вполне могут воспринять как слабо прикрытую угрозу со стороны господина Абашидзе провозгласить независимость своей республики. И тогда Москве, предоставившей трибуну аджарскому лидеру, будет непросто убедить новые грузинские власти в своей приверженности территориальной целостности Грузии.

ВЛАДИМИР Ъ-НОВИКОВ, Тбилиси; ГЕННАДИЙ Ъ-СЫСОЕВ


Источник: КоммерсантЪ