19.12.2003

"Юкос" построит нефтепровод до Вены



Мария ИГНАТОВА

Австрийская OMV и принадлежащая "ЮКОСу" словацкая Transpetrol подписали вчера соглашение о строительстве нефтепровода до НПЗ под Веной. С января 2006 года "ЮКОС" будет ежегодно поставлять на завод в Швехате по 2 млн тонн нефти. "Транснефть" относится с безразличием к желанию "ЮКОСа" увеличить экспортные поставки по трубопроводу, но намекает, что компании, возможно, придется потратить средства на расширение "Дружбы", из которой выльется новый трубопровод.

Для строительства и эксплуатации нефтепровода длиной 60 километров OMV и Transpetrol (49% ее акций принадлежит "ЮКОСу") договорились создать совместное предприятие, в котором словацкой компании будет принадлежать доля в 74%, а австрийцам - 26%. Возведение трубопровода должно начаться до конца 2004 года, а первые поставки - с 2006 года. Пропускная способность Братиславы - Швехата составит 3,6 млн тонн нефти в год, хотя компании утверждают, что ее можно будет увеличить и до 5 млн тонн за счет ввода дополнительных перекачивающих станций. При этом "ЮКОС" уже подписал контракт с австрийцами о поставках по 2 млн тонн нефти в год в течение 10 лет.

По словам заместителя председателя исполнительного совета OMV Герхарда Ройсса, новый трубопровод поможет австрийцам напрямую получать российскую нефть, а не везти ее в обход через нефтепровод Адрия - Вена. "Диверсификация поставок создаст ценовые преимущества при реализации нефтепродуктов и закупке нефти", - говорит Герхард Ройсс. Поставки российской нефти составят 20% мощности австрийского НПЗ. Но в OMV поясняют, что для приема более тяжелой российской нефти придется произвести всего лишь незначительную реконструкцию завода.

Однако для "ЮКОСа" новая стройка представляет гораздо большее значение. Возможно, этим объясняется договоренность, что финансирование новой трубы стоимостью 28 млн евро целиком будет делом Transpetrol. В следующем году "ЮКОС" планирует нарастить поставки на экспорт с 36 млн тонн до 50 млн. При этом заместитель председателя правления "ЮКОСа" Юрий Бейлин уверяет, что уже сейчас комбинированные поставки нефти компании не через систему "Транснефти" составляют 40%. А любая возможность увеличить экспорт по трубопроводу экономит $40 на тонну.

В "Транснефти" к инициативе "ЮКОСа" отнеслись спокойно. "Возможно, "ЮКОС" вынашивает планы по покупке завода или хочет увеличить свое влияние в определенных регионах за рубежом", - говорит вице-президент "Транснефти" Сергей Григорьев. По его словам, сама "Транснефть" тоже занимается увеличением экспортных мощностей. "Мы договорились о расширении участков "Дружбы" (от нее пойдет нефтепровод Братислава - Швехат. - "Финансовые Известия") с поляками и белорусами. "ЮКОСу", возможно, тоже придется решать проблему доставки нефти к новому трубопроводу. Мы еще не изучали этот вопрос", - заключает Сергей Григорьев.

Источник: Известия