10.02.2004

"Иркут" летит в США. Корпорация хочет продать в Америку самолеты на $200 млн



Андрей Лемешко
Алексей Никольский
Ведомости

         "Иркут" первым из российских предприятий ВПК может выйти на рынок США. Корпорация подписала протокол о намерениях с американской Hawkins & Powers на поставку восьми самолетов Бе-200. Если "Иркуту" удастся получить сертификацию своих самолетов по американским нормам, корпорация может рассчитывать на заключение контракта почти на $200 млн.

        Корпорация "Иркут" создана в 2000 г. на базе Иркутского авиапромышленного объединения (ИАПО) и ряда исследовательских и конструкторских фирм - ТАНТК им. Бериева, ОКБ "Русская авионика", ЗАО "Бета-Ир" и ЗАО "Итела". Контрольный пакет акций "Иркута" принадлежит менеджменту. Принадлежавшие государству 14,7% акций корпорации переданы в формирующийся холдинг "Сухой". Выручка "Иркута" в 2002 г. по стандартам US GAAP составила $528 млн, доналоговая прибыль - $9 млн.

        "Иркут" больше известен как производитель истребителей семейства "Су". Портфель заказов компании составляет $4 млрд, из которых, по данным корпорации, доля военных заказов составляет около 90%. Однако менеджмент "Иркута" намерен продвигать на рынок и гражданскую авиатехнику, в первую очередь самолет-амфибию Бе-200. В 2001 г. корпорация уже заключила контракт на поставку семи таких судов, предназначенных для тушения пожаров, Министерству по чрезвычайным ситуациям.

        Однако наибольшие надежды "Иркут" возлагает на экспорт Бе-200. Еще в прошлом году "Иркут" подписал соглашение с европейским авиакосмическим концерном EADS о совместном продвижении на мировые рынки российских амфибий, оснащенных двигателями Rolls-Royce. Компания рассчитывает, что в ближайшие годы спрос на Бе-200 составит 320 самолетов.

        А вчера "Иркут" сообщил о подписании первого протокола о намерениях на поставку Бе-200 зарубежному покупателю. Документ подписан с одной из ведущих американских компаний по борьбе с пожарами - Hawkins & Powers. Протокол предусматривает поставку восьми самолетов Бе-200, оснащенных двигателями BR715 производства Rolls-Royce. Предполагается, что эти самолеты будут использоваться Hawkins & Powers для борьбы с лесными пожарами на западном побережье США. Начало поставок амфибий Бе-200 в США запланировано на 2007 г. Представитель "Иркута" говорит, что сам контракт на поставку самолетов может быть заключен после того, как корпорация сертифицирует свою авиатехнику в соответствии с нормами авиационных регистров Европы и США. По его словам, это должно состояться в 2005 - 2006 гг. Представитель "Иркута" говорит, что стоимость амфибии Бе-200 с двигателем Rolls-Royce может составить порядка $25 млн. Таким образом, общая сумма контракта может достичь $200 млн.

        Эксперт Центра анализа стратегий и технологий Константин Макиенко соглашается, что сертификация по американским нормам годности является ключевым фактором для продвижения Бе-200 на мировом рынке. "И это вполне реально, поскольку в проекте участвуют EADS и Rolls-Royce", - говорит Макиенко. Он отмечает, что Бе-200, созданный на базе патрульного самолета А-40, не имеет аналогов в мире. А его ближайший конкурент в области противопожарной авиации - устаревший канадский CL-235 фирмы Bombardier значительно уступает Бе-200 по своей противопожарной производительности, говорит Макиенко. Елена Сахнова из Объединенной финансовой группы также уверена, что у Бе-200 есть неплохие перспективы получить признание на мировом рынке. Однако она замечает, что американский рынок является труднодоступным и пока наши авиастроители не могут похвастаться присутствием на нем. Поэтому шансы "Иркута" на заключение твердого контракта Сахновой кажутся невысокими. Тем не менее этот протокол подтверждает высокий интерес к продукции "Иркута". А накануне IPO, запланированного корпорацией на март, эта новость может подогреть интерес инвесторов к компании, полагает Сахнова.



Источник: Ведомости