19.03.2004

"Жигули" поедут в Москву новым маршрутом. Две компании могут получить статус эксклюзивных дистрибьюторов ВАЗа



         Схема поставок "Лад" в московские автосалоны может кардинально измениться. Как стало известно "Ведомостям", на "АвтоВАЗе" готовится распоряжение, отдающее право получать "Лады" по заводским ценам двум московским "дочкам" завода - компаниям "Элекс-Полюс" и "Лада-Фаворит". Они могут официально получить дистрибьюторский статус, а остальным торговцам предложат покупать машины у них.

        По данным Международной ассоциации дилеров ОАО "АвтоВАЗ", в 2003 г. в Москве было продано 115 000 автомобилей "Лада". Первые места по объему продаж заняли компании "Автомир", "Ростокино-Лада", "Элекс-Полюс", "Инком", "Лада-Фаворит", "Авто'Кей", "Автореал", "Гермес-Лада", "Роскон", Автомобильная торговая компания, причем первые пять из них продали около 70% всех автомобилей. Всего в Москве действуют 32 дилера завода, все они получают автомобили по отпускным ценам "АвтоВАЗа" в московском Управлении региональных поставок автозавода и у дилеров с его 100% -ным участием.

        Московские компании "Элекс-Полюс" и "Лада-Фаворит" - прямые дилеры "АвтоВАЗа". По собственным данным, каждая из них ежемесячно продает до 1500 автомобилей "Лада". 51% акций "Элекс-Полюса", по официальным данным, принадлежит "АвтоВАЗу".

        В марте руководство Волжского автозавода подпишет контрольное распоряжение, которое коснется московской дилерской сети и резко изменит ситуацию на столичном рынке, сообщил "Ведомостям" на условиях анонимности информированный источник в тольяттинской штаб-квартире "АвтоВАЗа". Некоторые столичные торговцы уже знают о готовящемся распоряжении. Как объяснил Алексей Проскоряков, член правления крупнейшей в столице автоторговой компании "Автомир", речь идет о намерении "АвтоВАЗа" передать функции дистрибьютора двум московским дилерам - компаниям "Элекс-Полюс" и "Лада-Фаворит".

        Заместитель директора по связям с общественностью "АвтоВАЗа" Александр Громков отказался комментировать эту информацию, сославшись на "отсутствие подписанных документов". Но сотрудник ВАЗа, знакомый с ситуацией в сбытовой сети завода, подтвердил факт подготовки распоряжения, отметив, что "один из топ-менеджеров автозавода, от которого зависит принятие решения по этому вопросу, уже поставил на документе свою визу". А сотрудник одного из потенциальных дистрибьюторов также на условиях анонимности сообщил, что контрольное распоряжение о передаче "Элекс-Полюсу" и "Ладе-Фаворит" функций дистрибьюторов выйдет уже на следующей неделе.

        Президента компании "Лада-Фаворит" Владимира Попова намерение "АвтоВАЗа" сделать его компанию одним из дистрибьюторов по Москве не удивило, но он говорит, что о подписании документов на "АвтоВАЗе" по этому вопросу ему еще ничего не известно. Руководство "Элекс-Полюса" до выхода документа от комментариев отказалось.

        Как утверждает Проскоряков из "Автомира", остальные московские дилеры, получавшие "ВАЗы" с завода по отпускным ценам, теперь будут вынуждены покупать их у этих двух компаний с наценкой.

        По мнению Попова из "Лады-Фаворит", его компания и "Элекс-Полюс" могут быть выбраны потому, что "АвтоВАЗ" владеет контрольными пакетами обеих компаний. "Учитывая их связь с "АвтоВАЗом", можно понять, почему выбраны именно эти компании", - подтверждает эту версию собеседник "Ведомостей" на "АвтоВАЗе". По его словам, с каждой машины дистрибьюторы будут получать в среднем около $150. "При объеме продаж от 6000 до 10 000 автомобилей в месяц в Москве оба заработают от $1 млн до $1,5 млн", - говорит он.

        Попов считает, что "АвтоВАЗ" давно должен был ввести систему дистрибьюции в Москве. "Если это произойдет, ответственность за распространение и техобслуживание автомобилей "ВАЗ" будут нести эти две компании, - говорит он. - "АвтоВАЗ" предъявляет очень высокие требования к дистрибьюторам". По его словам, чтобы им соответствовать, дистрибьютор должен будет вложить в развитие не меньше $7 - 8 млн.

        "Появление в лице этих двух компаний посредников между "АвтоВАЗом" и всеми московскими дилерами может привести к уходу с рынка мелких дилеров", - считает Проскоряков. Он опасается, что даже крупнейшим торговцам, в том числе и "Автомиру", продажа вазовских машин может стать невыгодной.

        В компании "Инком-авто" "Ведомостям" заявили, что не знают о готовящемся распоряжении и "не верят" в возможность его появления. А представитель другой крупной дилерской компании, пожелавший остаться неназванным, полагает, что ситуацию на рынке распоряжение не изменит, поскольку большую часть своих доходов нынешние дилеры получают не от продажи автомобилей, а от технического обслуживания.

        По мнению Натальи Загвоздиной, аналитика "Ренессанс Капитала", "АвтоВАЗ" следует общей рыночной тенденции к укрупнению дилеров. "Заводу-производителю легче работать с одной-двумя компаниями, чем с несколькими десятками", - говорит она. "Я не думаю, что другие дилеры уйдут с этого рынка", - считает аналитик Объединенной финансовой группы Елена Сахнова. По ее мнению, у торговцев останется возможность для ценового маневра.



Источник: Ведомости