26.03.2004

Антимонопольные власти США поступились принципами, поддержав Microsoft



Громкий скандал разразился в США после того, как в минувшую среду Еврокомиссия вынесла решение по делу Microsoft. Вчера глава антимонопольного комитета минюста США Хьюит Пейт осудил действия европейских властей в отношении Microsoft, а лидер республиканского большинства в сенате Билл Фрист заявил, что США и ЕС ждет торговая война. Недовольство США вызвал крупнейший в истории Евросоюза размер штрафа – €497 млн, который обязали выплатить Microsoft.
       Антимонопольный комитет Еврокомиссии обязал корпорацию Microsoft выплатить штраф в €497 млн, в трехмесячный срок начать продажи специальной европейской версии операционной системы Windows без проигрывателя аудио- и видеофайлов Media Player, а также открыть конкурентам свои технологии в области интернет-вещания. Последнее требование больше всего пугало Microsoft, поскольку в случае его выполнения конкуренты смогут создавать совместимые с Windows продукты.
       Решение Еврокомиссии вызвало неожиданно мощный резонанс в США, где меры против Microsoft начали критиковать на самом высоком уровне. Глава антимонопольного комитета минюста США Хьюит Пейт напомнил своему европейскому коллеге Марио Монти, который настаивал на самом строгом решении по делу Microsoft, что "хорошая антимонопольная политика не должна запрещать конкуренцию даже доминирующим компаниям". Господин Пейт заявил, что решение Еврокомиссии может иметь самые неожиданные последствия. А лидер республиканского большинства в сенате Билл Фрист высказался более определенно. Газете The Financial Times он заявил следующее: "США и ЕС ждет новая торговая война, первым выстрелом в которой стало решение Еврокомиссии по делу Microsoft".
       Не молчат и топ-менеджеры Microsoft. Исполнительный директор компании Стив Балмер заявляет, что без проигрывателя Media Player пользователи Windows не смогут получить доступ к большей части цифрового контента в интернете: "Если удалить из системы Media Player и открыть конкурентам вещательные технологии Microsoft, как того требует Еврокомиссия, смотреть видео и слушать музыку через интернет станет невозможно. Ни один производитель сейчас не готов делать продукты, аналогичные нашим".
       Впрочем, большинство экспертов склоняются к тому, что протест американских властей против действий ЕК ни к чему не приведет, ведь и на территории США ведется несколько дел, по которым корпорация Microsoft обвиняется в монополизме. И за океаном в отношении монополиста применяются строгие меры. Например, в 2002 году Microsoft обязали включить в состав ОС Windows конкурирующую технологию Java от Sun Microsystems, а в прошлом году суд округа Колумбия оштрафовал компанию на $750 млн, обязав выплатить их медиаконцерну AOL Time Warner, чей продукт Netscape Navigator Microsoft фактически вытеснила с рынка.
    Когда бизнес разводит страны
В 1993 году ЕС ввел квоты и увеличил пошлины на поставки бананов, выращенных в Латинской Америке, где основная доля производства принадлежит американцам. Тем самым была оказана помощь производителям из бывших французских и английских колоний (Африка, Карибский бассейн, Тихоокеанский регион). В ответ США увеличили пошлины на импорт европейских продуктов питания – сыров, мяса и т. д. Только в 2001 году было подписано мировое соглашение, снимавшее взаимные санкции. Однако американская компания Chiquita Brands International, первой обратившаяся за защитой к правительству, потеряла за годы торговой войны $1,5 млрд и обанкротилась.
В 1994 году правительство США выступило с требованием к Японии открыть свой автомобильный рынок для американских производителей. Продолжавшийся в течение года диалог не принес результатов. Тогда американцы пригрозили ввести стопроцентные тарифы на 13 моделей японских машин класса люкс. 30 июня 1996 года за несколько часов до объявленного Вашингтоном dead-line японцы согласились на условия США. После этого президент США Билл Клинтон, выступая перед журналистами, отметил, что его администрация "в поте лица работала, чтобы открыть рынки и расширить торговые горизонты мира по одной простой причине: это хорошо для Америки". Однако исправить отрицательный торговый баланс с Японией "торговая война" американцам не помогла.
30 июля 1994 года администрация США включила Китай в черным список стран, плохо защищающих авторские права американских аудио- и видеопроизводителей. Торговый представитель Вашингтона Мики Кантор пообещал, что практически все ввозимые в страну китайские товары будут обложены стопроцентным налогом в случае, если ситуация резко не изменится. Китай в ответ объявил о подготовке контрсанкций. В июне 1996 года на переговорах в Пекине китайские представители объявили об усилении борьбы с пиратами. Китайские СМИ объявили о проведении операции по закрытию незаконных производств по всей стране, однако ощутимого сокращения производства контрафактной продукции не произошло.
В марте 2002 года Вашингтон объявил о введении 30-процентных временных тарифов на стальной импорт, объясняя это желанием помочь местным производителям бороться с демпинговыми ценами иностранцев. "Решение США – акт протекционизма и приведет к сильному спаду в мировой торговой системе",– заявил тогда торговый уполномоченный ЕС Паскаль Лами. ЕС, Япония и другие страны обратились за поддержкой в ВТО, которая разрешила им использовать контрсанкции. После этого решения представитель ЕС заявил, что, если американские тарифы не будут отменены, вступят в действие санкции на $2,2 млрд, затрагивающие в основном компании Флориды и Техаса. 5 декабря 2003 года президент США Джордж Буш объявил об отмене дискриминационных тарифов.

ДМИТРИЙ Ъ-ЗАХАРОВ

КоммерсантЪ