01.04.2004

Единоначалие, бюрократия и самодурство мешают нашему бизнесу наладить контакты с Западом



Анфиса Воронина

         Российские компании стремятся к контактам с Западом, но в этом им мешает "единоначалие", "бюрократия" и "самодурство". Такие выводы сделали эксперты коммуникационной группы "Кузьменков и партнеры", изучив, что мешает позитивному имиджу российского бизнеса на Западе.

        Исследование "Кто "помогает" российскому бизнесу самоизолироваться? " Национальный институт изучения репутаций (входит в коммуникационную группу "Кузьменков и партнеры") провел в марте 2004 г. Были проанализированы публикации ведущих российских и иностранных изданий за 2003 - 2004 гг. и опрошены российские и иностранные эксперты по привлечению инвестиций, бизнес-управлению и связям с инвесторами.

        "Западные инвесторы готовы вкладывать в Россию, - говорит бизнес-консультант Брук Горовиц, работающий совместно с группой "Кузьменков и партнеры". - Но то, что они находят здесь, часто отличается от их ожиданий. Мы хотели показать российским компаниям, на что им следует обратить особое внимание, готовясь к общению с иностранными партнерами и инвесторами". Результаты этого исследования "Кузьменков и партнеры" вместе с Горовицем собираются использовать в работе с клиентами.

        Обнаруженные в российских компаниях управленческие проблемы можно поделить на три блока. Во-первых, это "деформированная структура управления": из-за "наследства единоначалия", "централизации, бюрократии и самодурства" и отсутствия демократии в бизнесе компании "замедленно" принимают решения, мотивация и доверие отсутствуют. Во-вторых, компании действуют непоследовательно - "обожествляют результаты", "упрощают задачи" и подходят к работе интуитивно. В результате задачи исполняются "неясно и безответственно", внешний имидж оказывается "хаотичным". Третья группа проблем связана с "низким уровнем общения": компании опаздывают с ответами, допускают неточности в договорах, слишком усложняют язык и безответственно подходят к делу. Из-за этого возникают "недоразумения с партнерами" и теряется доверие.

        Эксперт-методолог консалтинговой компании BKG Анна Белякова считает перечисленные проблемы "совершенно реальными" и имеющими объективное происхождение. "Большая часть менеджеров компаний - лидеров российской экономики не только получили советское образование, но и сформировались как руководители в тот период, - говорит Белякова. - Далеко не все из них получили качественное бизнес-образование".

        К тому же, говорит она, на международных рынках представлены в основном крупные компании базовых отраслей российской экономики. Такие бизнес-структуры исторически выстраивались по принципу жесткой вертикальной иерархии и управлялись бюрократическими методами.

        У компаний без "советского прошлого" тоже есть свои объяснения. Они сравнительно быстро "доросли" до выхода на международный уровень, а структура управления и управленческие процедуры просто "не успевают" за изменением стоящих перед компанией задач и требований мирового инвестиционного сообщества, считает директор по внешним связям МТС Андрей Брагинский.

        А начальник управления по работе с инвесторами "Норильского никеля" Сергей Поликарпов прибавляет к выделенным проблемам еще одну. "В большинстве российских компаний есть полное непонимание идеологии западных рынков и роли акционеров и менеджмента компании, - делится наблюдениями он. - А поскольку менеджеры недопонимают, что акционеры - это не просто спекулянты, купившие акции, а собственники компаний, они проецируют такое отношение на западные компании".

        К тому же существует так называемый "эффект сравнения": пока рынок находится в стадии роста, менеджмент успешной компании преувеличивает свою роль в ее успехах на рынке. От этого, считает Белякова, и берется отсутствие у менеджмента самокритичности и упрощенное понимание задач. "Когда конкуренция становится жесткой, оказывается, что, например, быстрый рост прибыли был вызван общим ростом спроса", - говорит Белякова.

        Авторы исследования указывают и на все еще низкий уровень корпоративного управления. Подход к этой проблеме зачастую очень формальный, подтверждает партнер Pricewater-houseCoopers Александр Чмель. Например, компания считает, что достаточно завести независимого директора в совете директоров или просто сформировать комитет по аудиту.



Источник: Ведомости