01.04.2004

Издатели объявляют войну распространителям



Вчера вечером крупнейшие российские издатели провели закрытую встречу, посвященную текущим проблемам индустрии. По итогам встречи будет составлен меморандум, который станет первым сводом правил игры для издательского бизнеса. И одновременно руководством к действию по реформированию самого проблемного участка отрасли – рынка распространения печатной периодики.
       Вчерашнюю встречу издателей можно считать саммитом российской издательской индустрии. По оценке ее организатора – Гильдии издателей периодической печати (ГИПП), в обсуждении приняли участие представители полутора десятков издательских домов, которые в сумме контролируют до 70% рынка как по продажам тиража, так и по рекламным сборам. "На моей памяти столь представительное собрание издателей удалось организовать впервые",– говорит заместитель гендиректора ИД "Проф-медиа" Евгений Абов.
       Итогом встречи стало решение о подготовке меморандума, текст которого будет подготовлен и разослан участникам совещания на подпись в течение двух недель. В дальнейшем к этому соглашению смогут присоединиться менее крупные участники рынка. "По сути, этот меморандум – список обобщенных пожеланий издателей друг другу и участникам смежных рынков",– пояснил руководитель одного из ИД, принимавших участие в совещании. "Если под таким документом подпишутся все крупные участники рынка, он может стать реальным инструментом влияния на рынок",– отметил президент ИД "7 дней" Дмитрий Бирюков.
       Центральная часть меморандума будет посвящена двум проблемам, которые на данный момент больше всего волнуют издателей: рынку распространения и медиаизмерениям. По мнению издателей, они недополучают значительные рекламные бюджеты из-за отсутствия качественной информации о рынке. Например, по словам главы издательских домов HFS и "Интермедиагрупп" Виктора Шкулева, стоило бы провести тендер на измерение аудитории печатных СМИ (аналогичный тому, что проводится по измерению телеаудитории), чтобы у сегодняшнего монополиста TNS Gallup Media появился хотя бы потенциальный конкурент.
       Основная же проблема – взаимоотношения издателей с распространителями, которые в последнее время заметно обострились. Напомним, что в начале февраля консолидированная позиция московских розничных сетей, не пожелавших принять условия газеты "Спорт-экспресс", привела к значительному падению тиража этого издания. Буквально на днях во многом из-за давления тех же сетей вынужден был повысить розничные цены "Московский комсомолец".
       Впрочем, распространители пока не возражают против инициатив издателей. "Главная проблема сейчас не в распространителях, а в неравноправных отношениях самих издателей. Если они сумеют договориться о равных для всех правилах, это была бы мечта всех распространителей",– говорит глава Ассоциации распространителей печатной продукции Александр Оськин.
       Справедливости ради надо сказать, что не все участники встречи восприняли ее результаты с оптимизмом. Так, один из участников встречи, по его словам, испытал дежавю: подобные попытки к объединению издатели предпринимают на протяжении последних четырех-пяти лет. Пока что безрезультатно.
       КОНСТАНТИН Ъ-ВОРОНЦОВ

КоммерсантЪ