01.04.2004

Сегодня с 12 до 14 часов гость Sostav.ru - Александр Филюрин



Дорогие друзья! Как мы и обещали, сегодня, 1 апреля, с 12 до 14 часов по московскому времени на вопросы посетителей Sostav.ru в режиме он-лайн отвечает Александр Филюрин, руководитель рекламного агентства "Мелехов и Филюрин" (Новосибирск) и Российского фестиваля рекламы "Идея!".


Александр Филюрин: "А нефтью пусть торгуют другие"

Уважаемые коллеги, я попытаюсь отвечать на ваши вопросы, как будто бы это просто откровенная беседа с Владом. Текст не передает интонацию, поэтому предоставляю вам самим догадываться, где я серьезен, а где не очень.

Максим (Улан-Удэ)
С некоторых пор обозначился вопрос употребления алкоголя рекламистами. Ваше отношение к пьющим творческим людям? Алкоголь помогает или вредит? Ваш рекорд единовременно выпитого алкоголя.
Вообще ваше отношение к вкусовым ощущениям? Что любите поесть, выпить, на чем передвигаетесь, и какое ко всему этому имеет отношение юмор?


Мое отношение к пьющим творческим (и не только творческим) людям - безжалостное. Много раз видел, как алкоголь вредит работе, ни разу - как помогает. Сам я потребляю алкоголь в гомеопатических дозах, поэтому вопрос о рекорде неактуален. Предпочитаю французские коньяки VSOP. Поесть люблю борща, или другого какого супа. Передвигаюсь на подержанной "Тойоте" с правым рулем. Разочаровал?
Чувство юмора - это базовая ценность, это основа восприятия мира. Посмотрите на окружающую действительность, она противоречива, нелепа, смешна. Просто не все это замечают. Иногда встречаю людей, начисто лишенных чувства юмора. Такие особи вызывают у меня искреннее любопытство, примерно как марсиане.

Лукьяныч
Я вот какой хочу задать вопрос: это рекламисты не хотят думать или народ у нас культурно так сказать отупел? И как разорвать этот замкнутый круг? Ведь нельзя сделать шедевральный ролик понимая, что вокруг понимают только ролики Тайда. Или мне так кажется?

И рекламисты у нас нормальные, и народ у нас нормальный, в меру тупой, в меру умный. А Тайд - он и в Африке Тайд, потому что домохозяйка - везде домохозяйка. А если у Вас наклевывается шедевральный ролик, так Вы делайте и сразу выставляйте на фестиваль. Жюри поймет, жюри умное. Не все же для народа ролики делать.

Студент
1. Как Вас занесло в рекламу? 2. Первая рекламная работа? 3. Последняя стОящая прочитанная книга?
1. Меня не занесло, я занялся рекламой вполне сознательно, после того как понял, что наукой сыт не будешь, а юмор тоже не кормит.
2. Свою рекламную карьеру я начал в 1991 году менеджером по рекламе в новосибирском филиале совместного предприятия "Диалог". Тогда эта компьютерная фирма была очень модной, сейчас от нее мало что осталось. Первая работа - "Стрекоза".

Новосибирский "Диалог" продал ее компании "Саммит Системс" за $900, безумные по тем временам деньги. Мне за "Стрекозу" выписали премию - 300 рублей, и тогда я впервые задумался о собственном бизнесе.
3. "История России", Василий Осипович Ключевский. Правда, я еще только середину первого тома читаю, но жутко интересно, что будет дальше.

Al
С чего начиналась ваша рекламная деятельность, чем особенно гордитесь, что считаете неудачей???
Горжусь тем, что бизнес, затеянный 12 лет назад двумя научными сотрудниками, до сих пор живет и успешно развивается. А вот неудач на нашем пути было много. Например, неудачей считаю доменное имя для нашего корпоративного сайта m-f.ru, которое сам же и придумал. Нельзя дефис в доменном имени использовать, но тогда я этого не знал. Вот так до сих пор и мучаемся.

30-03-04 11:58 Егор
Александр, почему Вы до сих пор не в Москве?
В Москве я буду всего лишь филюрин. А в Новосибирске я ФИЛЮРИН.

30-03-04 12:07 hol
Куда будет двигаться рекламный бизнес - в сторону универсальности (полный цикл) или специализации (отдельный вид)?

С этим вопросом, коллега, Вам надо обратиться к Владимиру Евстафьеву, президенту РАРА (АКАР). Он лучше знает.

30-03-04 12:10 houston
Какой вопрос Вы бы задали Владу Васюхину? И что Вы вообще о нем думаете?

Если отбросить мелочевку, я думаю, что у Влада потенциал писателя. Вот, к примеру, я про Гоголя Н.В. где-то читал, что он был несносен в личном общении, так и Влад порой несносен.
Задаю свой вопрос Владу: когда ты, наконец, перестанешь писать стихи и всякую рекламу и возьмешься за повесть или роман? Готов работать прототипом.

30-03-04 13:16 свободный халат
От скольких клиентов из десяти вы отказываетесь? Есть ли такие вообще?
Если отказываетесь, то почему?

30-03-04 14:04 Катерина
Когда наступает критическая точка в общений с клиентом, после которой вы говорите ему "Адиос!"? Что может вас заставить отказаться работать с клиентом вне зависимости от суммы оплаты услуг агентства?

Мы отказываемся от сотрудничества, когда нам предлагают неприемлемые условия. Например, нереальный срок: "Через три недели нам надо запускать рекламную кампанию, сделайте, вы же профессионалы". Или не хотят платить аванс: "А вот вы сначала разработайте эскизы, а потом, если нам понравится, то мы купим. А то вдруг нам не понравится".
В прошлом году по ряду причин мы отказались работать с новосибирским Мегафоном, хотя бюджет у него был неплохой.
Вообще, мы не любим терять клиента, но всегда готовы сделать это.

Житель
Пошлость, неприличие, эпатаж, провокация допустимая и на грани фола. Где грань? Чем, по Вашему отличается "эротика" от "порно"? Секс в рекламе - показатель слабости или силы марки?
Не знаю. Я же не философ, не искусствовед и не нравственный эталон эпохи. Я всего лишь директор провинциального рекламного агентства. М-да, Васюхин бы меня пожалел, он бы мне таких сложных вопросов не задавал.
Могу ответить только на последний вопрос. Секс в рекламе - показатель силы евро.

Doli
Уважаемый Александр, от чего именно в рекламной деятельности Вы получаете наибольшее удовлетворение? Чем Вас сильнее всего "зацепил" рекламный бизнес? Какие чувства или эмоции Вы испытываете в процессе работы, которые заставляют Вас чувствовать рекламу своим делом? И если бы не реклама, в чем еще Вы могли бы найти себя?
И последнее. Представьте себе, что Вы обладаете возможностью создать такую рекламу, которая может заставить, сподвигнуть к приобретению, возбудить желание получить что-либо и т.д. абсолютно всех людей. То есть буквально каждый человек купит или приобретет другим образом то, что Вы решите рекламировать. Какой товар, услугу или идею вы захотели бы массово распространить?

Рекламный бизнес позволяет мне реализовать свое личное конкурентное преимущество - мощное творческое начало. Может снаружи этого незаметно, но вообще-то я жутко креативный. Извините за нескромность, я плодовит, как тараканы. Даже на прикроватной тумбочке у меня всегда лежит ручка и бумага - вдруг в полусне что-нибудь придумаю. Конечно, 95% возникающих у меня мыслей по здравому размышлению оказываются бредятиной, но некоторые получают право на существование. Когда я вижу, как эфемерная идея, некогда озарившая мой мозг, становиться реальностью видеоролика, я получаю "неизъяснимо наслажденье". Еще мне нравится продавать сценарии. Вот, казалось бы, лист белой бумаги и на нем пара абзацев текста, а серьезные уважаемые люди готовы выложить за него несколько тысяч долларов. Это маленькое чудо - продавать интеллектуальную услугу. А нефтью пусть торгуют другие.
Если бы я не занимался рекламой, то делал бы кино или телевидение или юмор. Но меня выбрала реклама.
Последний Ваш вопрос очень трудный. Я ощущаю себя третьеклассником, которого интервьюирует дяденька - корреспондент "Пионерской правды". Поэтому отвечать буду заученно. Если бы у меня было абсолютное рекламное оружие с правом единственного выстрела, я бы тотально всему человечеству внедрил идею отказа от насилия. И сделал контрольный выстрел.

Мулумба
Александр, а когда Вы в последний раз дрались?
Да, наверное, в школе, не помню уже. Я вообще был мальчиком из хорошей семьи, бегал в музыкальную школу со скрипкой и держался подальше от компании дворовых хулиганов.

наблюдатель
Что вы думаете о pr и об ИМК? Реклама - часть pr или pr - часть рекламы? Или все это часть маркетингового микса?
Когда мы платим газете - это реклама, а когда журналисту - это пиар.
Вообще-то, у пиара и рекламы (точнее, медийной рекламы) разные задачи и разные аудитории воздействия. Зачастую два этих коммуникационных канала комбинируют, чтобы получить определенную синергию… Коллега, Вы еще не заснули?
Короче, мне очень нравится концовка одной из статей Михаила Дымшица, которая содержит весьма энергичное обращение к рекламодателям: "…гоните прочь пиарщиков от своих брендов!". По данному вопросу я с Дымшицем полностью солидарен.
К термину ИМК (интегрированные маркетинговые коммуникации) я отношусь со скепсисом и раздражением. Перефразируя Жванецкого хочу спросить: "ИМК это что-то новое или мы всегда этим занимались?". Еще ни один адепт ИМК не объяснил мне, чем собственно ИМК отличается от комплексной рекламной кампании (если хотите, назовите это маркетинг-миксом), каковые мы проводим для наших клиентов вот уже 12 лет.

Коробов Юрий, директор Открытого Фестиваля рекламы "Диалог" (Санкт-Петербург)
Александр, мой респект за продвижение "Идеи" в этом году.
Вопрос - как Вы ТЕПЕРЬ, после переезда в Сочи, позиционируете фестиваль (я не имею ввиду малобюджетность работ) - как всероссийский, "всесоюзный", международный? И не потеряли ли Вы Азию, сделав ставку на Европу?

Привет, Юра! Спасибо за комплимент.
Внутри себя мы называем "Идею!" именно всесоюзным фестивалем. Мы приложили массу усилий, чтобы собрать участников из всех стран, некогда входивших в СССР. Количество работ из Азии по сравнению с прошлым годом практически не уменьшилось, а поток работ из Европы резко вырос.
Пользуясь случаем хочу пожелать тебе, Сергею Пилатову и всем организаторам успешного фестиваля "Диалог". Очень хотел бы побывать на поэтическом вечере, который вы с Владом запланировали, но, увы.

Bungle
Можно ли говорить о конкуренции "Идеи" и ММФР? Расскажите, пожалуйста, о том, какими Вы видите перспективы фестиваля.

Конкуренции в экономическом смысле между "Идеей!" и ММФР нет и быть не может. Более того, дирекции обоих фестивалей давно и плодотворно сотрудничают. А вот соревноваться по уровню организации, по качеству учебной программы мы будем.
Но у каждого из фестивалей своя ниша. В Москве фестиваль осенний, солидный, международный, пафосный. По фестивалю ходит Игорь Янковский в смокинге и курит трубку. А у нас фестиваль весенний, легкий, "всесоюзный", курортный. По фестивалю будет бегать народ в майках и купальниках, потому что рядом море. No VIPs, no smoking.
Мне очень нравится словенский фестиваль "Золотой Барабан" и я мечтаю создать его российский аналог, перенести на черноморское побережье ту атмосферу душевного, расслабленного общения с товарищами по цеху, возможность просто потусоваться вне суеты большого города, поговорить, встретить друзей, завести новые знакомства.

Елена
Скажите, почему на "Идею" принимаются любые работы? Всегда удивляет большое количество неоригинальных, примитивных, просто хороших, но и только работ. Вы считаете принцип оплаты участия достаточным?

Да, я считаю принцип оплаты участия достаточным. Любой имеет право выставить свою работу на суд жюри. Для этого, собственно, фестивали и проводятся. И до вынесения вердикта жюри никто не имеет права называть эту работу "неоригинальной, примитивной, просто хорошей, но и только". И, кстати, если Вы думаете, что на Каннском фестивале вообще нет откровенно слабых работ, то вы заблуждаетесь.

Турист со стажем
А что за санаторий "Южное Взморье"? Жить-то там можно?

"Южное взморье" - нормальный советский санаторий, можно уверенно дать три звезды.
Питание там не ресторанное, но добротное, тетеньки душевные и в коридорах красные ковровые дорожки. В санатории этом есть варианты поселения и в люксы, и в номера типа "система коридорная". Оплата весьма умеренная - от 500 рублей в день (с трехразовым питанием) до 1 500. Самое главное, там есть большой прохладный лекционный зал и несколько кафешек на территории. Можно весь фестиваль не выходить из санатория. Если все же выйдете - до базара 15 минут пешком и в округе куча ресторанчиков. В море вода будет еще холодная, градусов 15, но бассейн с морской водой мне обещали нагреть хоть до 30-ти. В общем, берите купальники.

Танечка
Мы не успели выставить наш ролик. Вы уже совсем прекратили прием работ или еще можно прислать?

Работы будем принимать еще неделю-полторы, дальше невозможно уже по техническим условиям. Не тяните, регистрируйтесь и присылайте. Жюри Вашу работу увидит и оценит, правда на кассету с фестивальной сборкой и в каталог она уже не попадет.

Малеев Р.С. из Барнаула
Огорчили вы нас. Раньше можно было сесть на автобус и через 4 часа ты уже в Н-ске на фестивале. Отобрали, можно сказать, любимую игрушку.

Увы, такова жизнь, фестиваль должен развиваться. Если все же решите поехать в Сочи
- заказывайте авиабилеты уже сейчас - это и дешевле обойдется, и улетите наверняка. Из Москвы каждый день летит 3-4 рейса в Сочи, но на майские праздники туда ломанутся не только рекламисты. Черное море становится все более популярным.
Если не сможете поехать - участвуйте заочно. Уже сейчас на сайте фестиваля выложены конкурсные работы, можно посмотреть плакаты, упаковки, прокрутить видео- и радиоролики. Сегодня к выставке приделали голосовалку, по результатам интернет-опроса будет вручен приз зрительских симпатий. Кроме того, в период работы фестиваля на сайте будет вестись подробный дневник фестиваля, с множеством репортажей и фотоотчетов. Мы будем использовать все возможности интернета, чтобы те, кто участвует заочно, могли ощутить полный эффект присутствия.