07.04.2004

Реклама выбирает нетрадиционную ориентацию



Нетрадиционная реклама стремительно набирает обороты в России. В прошлом году ее достиг почти $1 млрд. А к 2010 году прогнозируется его пятикратное увеличение.

Раньше, когда подводились итоги рекламного рынка, такие услуги предоставлялись бесплатно, и их оценки публиковались уже под итоговой чертой – below the line (BTL) – в отличие от аbove the line (над чертой), где помещались данные о платной медийной рекламе. Теперь же BTL далеко не бесплатный вид услуг, а отдельная прибыльная отрасль на рекламном рынке. В США 56% всей рекламы – немедийная. Это объясняется тем, что расценки на таковую в СМИ в Америке очень высоки. Для сравнения: рекламные расходы на каждого гражданина Америки в год составляет $2800, а в России – всего $8!

В России все пока только начинается. В частности, Ассоциации коммуникационных агентств России (АКАР) впервые подвела итоги рынка BTL-услуг России за 2003 год. Они оказались впечатляющими.

Как подтвердил «Газете.Ru» президент АКАР Владимир Евстафьев, BTL – это нетрадиционная реклама. К ней относятся различные промо-акции, семплинг, розыгрыши, реклама через e-mail, почту и SMS, спонсорство, брендинг и всяческие пиар-акции. Именно этот вид раскрутки продукции в последнее время все больше набирает обороты.

По словам аналитика рекламного рынка Алексея Балабанова, пока рано что либо прогнозировать, потому что для обнаружения тенденции нужны хотя бы две точки в графике, а адекватная оценка рынка BTL в России провелась впервые, вторая точка будет поставлена не ранее чем через полгода.

Ситуация может развиваться по-разному, это зависит от разных факторов. Например, от позиции «Видео Интернешнл» в отношении цен на медийную рекламу: если они друг повысятся, то произойдет мощный отток рекламодателей в сферу BTL, тогда соответственно и рынок этот заметно возрастет. Еще одним влияющим фактором может стать принятие нового закона о рекламе: как считает Балабанов, может произойти все, что угодно, вплоть до запрета BTL.

То есть конкретных предсказаний на эту тему нет, но есть ощущуние, что все же эта сфера будет процветать. В 2003 году объем рынка BTL составил $840 млн и вполне возможно, что в 2004 он возрастет до $900 млн.

Если тенденции сохранятся, то к 2010 году рынок возрастет впятеро.

Помимо выше перечисленных причин есть и другие. Во-первых, на российском рынке растет конкуренция во всех товарных группах и ценовых категориях, а во-вторых, постоянно развивающиеся новые информационные технологии дают прекрасную возможность обратной связи и диалога с потребителем.

В нашей ситуации проводить адекватную оценку этого рынка крайне сложно, поэтому специалисты воспользовались самым доступным методом, - оценкой по 25 крупнейшим компаниям. И оказалось, что 25 крупнейших рекламодателей дают нам 50% оборота.

Самым преуспевающей отраслью среди BTL услуг оказался так называемый адресный или директ-маркетинг. Его и оценить оказалось легче всего. В него входят реклама через e-mail, SMS, почту, телефон и другие коммуникации.

Если говорить о почте, то там есть вполне конкретные данные о количестве рассылаемых коммерческих писем, то же можно сказать и о SMS и др.

25 крупнейших, о которых шла речь выше, тратят более 24% рекламных бюджетов именно на директ-маркетинг.

Эксперты говорят, что директ-маркетинговые коммуникации останутся наиболее развивающейся частью рекламного рынка России в этом году, их объем в 2003 у составил $250 млн.

Объемы рекламного BTL-рынка за 2003 год



в млн. долларов США







Consumer Promotion – стимулирование продаж  и продвижение товаров, рассчитанных на конечного потребителя, включая: креативные разработки и производство рекламных материалов ,
стоимость промо-акций и услуг третьих лиц , стоимость семплинга , призов  и т. п., гонорар  BTL-агентств


220


Trade Promotion – стимулирование сбытовой                        
сети в целях развития дистрибуции, ускорения
оборота и увеличения объема продаж, включая:
креативные разработки и производство рекламных
материалов, стоимость совместных проектов и
услуг третьих лиц , стоимость призов и сувениров, гонорар (комиссия) BTL-агентств



200

Direct Marketing , включая                      
а) прямую почтовую и е-mail-рекламу ,
б) каталоги,
в) телемаркетинг,
г) интернет,
д) телемагазины,
е) SMS и др. средства коммуникации,
рассчитанные на отклик или прямые продажи,
ж) стоимость разработки креатива DM,
з) печать/производство рекламных материалов
и) стоимость баз данных ,
к) почтовые и производственные расходы л) гонорар (комиссия) DM-агентств



250

POSM and In-Store Visual Communications – дизайн и производство рекламных материалов для использования в местах продаж, включая собственное производство
и импорт, аренда рекламных конструкций и прочего
оборудования



120

Event marketing – специальные мероприятия по продвижению, включая спонсорство, брендинг и PR поддержку



50

итого

840





Газета.RU