07.04.2004

Серж Дассо приобрел крупнейший французский газетный концерн «Сокпресс»



Крупнейший французский военно-промышленный олигарх 79-летний Серж Дассо приобрел крупнейший французский газетный концерн «Сокпресс», который объединяет 70 престижных изданий, включая газету «Фигаро», журналы «Экспресс», «Экспансьон», «ТВ магазин», многие провинциальные СМИ, издательство и даже футбольный клуб «Нант».

В прошлом «Сокпресс» принадлежал известному пресс-магнату ныне покойному Роберу Эрсану, 13 наследников которого решили расстаться с убыточным бизнесом. На концерн претендовали самые «крутые» предприниматели, однако семья остановила выбор на Серже Дассо, фирма которого вооружает французские ВВС своими «Миражами» и «Рафалями». Дассо стал хозяином «Сокпресс» в два этапа: в 2002 году он приобрел 30 процентов акций, а сейчас еще 52 процента, за которые выложил полмиллиарда евро.

Переход газетной империи Эрсана, основанной полвека назад, в руки всесильного олигарха здесь называют «землетрясением на планете СМИ». Журналисты «Сокпресс» считают сложившуюся ситуацию «беспрецедентной в истории французской прессы» и опасаются того, что их свобода слова в той или иной мере окажется под угрозой.

По их мнению, концерн «Сокпресс» приобретен исключительно для того, чтобы влиятельный магнат имел возможность проповедовать свои политические взгляды. «Я не критикую журналистов, – заявил Серж Дассо, – не говорю, что они слишком левые, но они недостаточно объясняют общественному мнению нынешние экономические реалии и то, что происходит на предприятиях».

Династия Дассо известна своими тесными связями с политическим истэблишментом. Ее основатель Марсель Дассо, отец Сержа, в свое время признавал, что субсидирует шираковскую партию Объединение в поддержку Республики: «Это одна из моих танцовщиц». Поскольку другому военно-промышленному гиганту, возглавляемому Арно Лагардером, принадлежит мощный издательский дом «Ашет», то теперь в руках французского ВПК находится, по подсчетам экспертов, около 70 процентов всей периодики.

Сохранили ли сегодня независимость французские СМИ или оказалась под пятой олигархов, которые превратили их в свое послушное орудие? Как ни странно, этот вопрос до сих пор вызывает во Франции острые дебаты. Один из ведущих левых социологов Пьер Бурдью утверждал, что печатное слово находится в подчинении большого бизнеса, который исподволь навязывает «либеральную» точку зрения на происходящие в мире события. Так или иначе, ни в одной другой демократической стране мира, как во Франции, признают аналитики, нет такой поразительной смычки интересов между промышленно-финансовыми кругами и масс – медиа.

Помимо Сержа Дассо и Арно Лагардера крупнейшими собственниками СМИ являются Мартен Буиг, хозяин одноименной строительной фирмы, владеющий телеканалом ТФ 1, патрон парфюмерно-косметической империи LVMH Бернар Арно, миллиардер Франсуа Пино. Но было бы несправедливо считать, что хозяева французских СМИ держат их на коротком поводке. В подавляющем большинстве журналисты не чувствуют над собой какого-то надзора со стороны владельца.

Почему же капитаны большого бизнеса столь охотно покупают СМИ? Для семьи Буига обладание ТФ 1 позволило стремительно приобрести политический вес и одновременно с ним новые контракты. Кроме того, операция оказалась и чрезвычайно прибыльной – с момента приватизации ТФ 1 ее акции подскочили в несколько раз.

Другие обзаводятся изданиями из престижных соображений. Третьи – из тщеславия. «Приобретая газеты, они становятся известными, признанными. С ними считаются в политическом микрокосмосе», – писал журнал «Марианна». Кроме того, вложение денег в часто убыточную прессу выглядит благим делом, почти меценатством. В противостоянии с хозяином у журналистов есть свои козыри Р история, традиции, круг читателей. Несмотря на процесс концентрации СМИ, они располагают реальной свободой, большей, чем когда бы то ни было. Наконец, труженики пера имеют возможность защищать свои права с помощью контрактов, заключенных между акционерами и редакцией, деонтологических хартий, фиксирующих их прерогативы, читательских советов, общественного мнения и проч.// Русский курьер

ГИПП