07.04.2004

Авиатакси на рублевку заказывали?



Пытаясь завлечь в столицу инвесторов на форуме "Москва-Инвест-2004", который закончился во вторник в Абу-Даби (Объединенные Арабские Эмираты), заместитель мэра в правительстве Москвы Иосиф Орджоникидзе рассказал им, как далеко шагнула цивилизация в столице России. По его словам, уже к 2006 году в Москве назло всем дорожным пробкам заработает служба авиатакси. Первые взлетно-посадочные полосы, пообещал Орджоникидзе, появятся на пересечении МКАД с четырьмя или пятью основными автомагистралями, а конечным пунктом самолетов станут крупные коттеджные поселки под Москвой. Стоимость проекта оценивается сейчас в 400 миллионов долларов. Правда, крупные столичные авиаперевозчики отнеслись к сенсации довольно скептично, самый мягкий из комментариев прозвучал известным слоганом: "Это фантастика, сынок".

Идея освоить небесное пространство над Москвой запала в душу заместителя мэра в правительстве Москвы Иосифа Орджоникидзе еще год назад. В августе прошлого года за его подписью вышло распоряжение "О проведении исследования рынка услуг авиатакси и изучения возможности его организации в Московском регионе". На проведение исследования было выделено 2,4 миллиона рублей, а курировать проект поручили комитету по внешнеэкономической деятельности московской мэрии как наиболее ответственной, "серьезной" и закрытой структуре столичной администрации.

Начав работу, научные умы города столкнулись с огромным количеством проблем. Прежде всего Москва оказалась единственной из мировых столиц, полеты над которой вообще запрещены без специальной санкции Генштаба, ФСБ и ФСО. Для коммерческих полетов малой авиации в столице не оказалось специальных правил, законов и лицензий, а строительство вертолетных площадок до сих пор не регламентировано строительными нормами.

Трудности не испугали оптимиста Орджоникидзе, который, видимо, расслабленный красотами и роскошью Объединенных Арабских Эмиратов, рассказал, что уже к 2006 году все эти преграды будут преодолены, а компактные аэропорты появятся практически в каждом элитном коттеджном поселке, насчитывающем более 200 домов. Заммэра уточнил и подробности: "авиамаршрутки" смогут вылетать из терминалов каждые пять минут, а билет на одну поездку будет стоить от 75 до 150 долларов. Перевозить москвичей на дачи скорее всего будут отечественные самолеты малой авиации, а вертолетный парк составит не более 20% от всех машин.

Правда, в самом комитете по внешнеэкономической деятельности откровения шефа вызвали недоумение.

- Вопрос об авиатакси над Москвой еще очень сырой, - сообщил "Известиям" заместитель начальника отдела иностранных инвестиций комитета по внешнеэкономической деятельности столичной мэрии Николай Алексеев. - На исследования рынка были выделены деньги, и мы эти исследования проводим. Никаких конкретных адресов будущих аэропортов пока нет. Также еще пока не решено, что больше нужно развивать городу: самолетное или вертолетное сообщение. Ответы на эти вопросы и должно дать наше исследование, которое мы постараемся завершить в кратчайшие сроки.

Завороженные перспективами, обрисованными заместителем мэра, "Известия" решили самостоятельно исследовать вопрос.

- Технически организовать такие маршрутные авиаперевозки несложно, - пояснили "Известиям" в одном из авиационных оборонных комплексов страны. - Прежде всего необходимо развивать отечественные модели самолетов. Самолеты серии "Ан", такие, как Ан-2, Ан-32, Ан-72 или Ан-74, способны быстро отрываться от земли и садиться на участках с небольшой площадью. Поэтому для организации такого рода аэродромов серьезные затраты не нужны. Так называемый кукурузник может взлетать и садиться на обычной грунтовой дороге длиной в 300 метров. Если эту дорогу оборудовать радиостанцией, то получится мини-аэродром. Другой вопрос, какой богатый человек захочет летать на "кукурузнике". Правда, и эта проблема решается. Сейчас есть много фирм, переоборудующих любые старые машины в самолеты VIP-класса.

- Проложить воздушные коридоры для регулярного авиатакси между Москвой и Подмосковьем абсолютно реально, - соглашается со своим коллегой генеральный директор фирмы "АвиаКомИнфо", занимающейся составлением авиационных маршрутных карт, Ирек Хакимов. - Авиационные карты Подмосковья для полетов на низком и самом низком уровне существуют, и мы их уже показывали столичному правительству. Ввести в них несколько новых воздушных коридоров для авиатакси проблем не составляет. На картах точно указаны все проложенные авиамаршруты, аэродромы, заповедники и искусственные препятствия. Поэтому безопасность полетов с такими картами мы гарантируем.

Мало того, как оказалось, прототипы авиатакси в Москве уже существуют. Многие коммерческие авиапредприятия давно предлагают услугу заказа самолета для полетов в другие города. Но на идею организовать регулярное сообщение между Москвой и подмосковными коттеджами большинство авиафирм смотрят, мягко говоря, скептически. Когда "Известия" обзвонили наиболее крупных столичных авиаперевозчиков, самый вежливый ответ звучал так:

- Это больше из области фантастики, - сказали "Известиям" в компании "Авиалайн". - Мы этим не занимались и заниматься не будем. Летать из Москвы в Подмосковье глупо и невыгодно. Общие затраты на ремонт, использование и содержание авиапарка будут слишком велики. А завышать цены на эти услуги тоже не имеет смысла, вряд ли найдутся желающие выкладывать за полчаса полета по несколько тысяч долларов. Кроме того, Иосиф Орджоникидзе предлагает осуществлять полеты от МКАД до ближайшего Подмосковья. Но зачем человеку, уже доехавшему до Кольцевой дороги, пересаживаться на самолет? Он быстрее доберется до коттеджа на собственной машине.


Билет на авиатакси из Киева в Симферополь стоит 8660 евро

Пока московские власти пытаются просчитать рентабельность авиаперелетов между Москвой и Подмосковьем, в Киеве еще с 1996 года работает АОЗТ "Центр деловой авиации", предлагающее любому желающему вызвать самолет на заказ. Самолеты курсируют между украинскими городами и готовы вылететь уже через 1,5 часа после подтверждения заказа. Клиентам крылатого такси предлагают выбрать тип самолета, вид бортового питания и вид салона. Цены на билеты также зависят от самолета и дальности полета. Так, путешествие на восьмиместном Learjet 60 из Киева в Харьков обходится украинским бизнесменам в 3150 евро, а комфортабельный перелет на Боинге 737-200 из столицы Украины в Симферополь стоит 8660 евро. Самыми дешевыми самолетами в украинском авиатакси числятся отечественные Ан-28 на девять пассажиров и Як-40, рассчитанный на 32 места. Сорокаминутный полет из Львова в Ужгород на 32-местном Ан-24 стоит 4370 евро. Помимо вида самолета и класса салона, украинцам предлагают выбрать тип бортового питания. В первом классе пассажирам предлагают разнообразные овощи и фрукты, несколько видов мясной и рыбной закуски, сыры, икру, соки, минеральную воду, воду талую и спиртные напитки без ограничения. Меню бизнес-класса выглядит скромнее. Рыбу и икру там не предлагают, а количество спиртного ограничивают. О желудках пассажиров эконом-класса украинские авиатаксисты не задумываются. Еда на таких маршрутах вообще не предусмотрена.


"Будет, как в фильме "Пятый элемент", - пробки в воздухе"

Ирина ХАКАМАДА, политик:

- Меня идея воздушного такси пугает. По-моему, будет, как в фильме "Пятый элемент", - пробки в воздухе. Мне больше нравится вариант Токио - там машины подняли на второй уровень, на эстакады, при этом обошлись без вертолетов. И вообще это будет безумно дорого. Начальство будет летать, а люди - снег месить, который, кстати, и убрать-то толком не могут...

Константин БОРОВОЙ, предприниматель:

- Для меня авиатакси - весьма важная услуга, порой необходимая. Так, несколько месяцев назад я должен был лететь в Америку. Купил билет первого класса за $5000. Но улететь не удалось - по дороге попал в жуткую пробку на Ленинградском шоссе. В результате потерял 10% от стоимости билета, а это $500. В такой ситуации услуга авиатакси мне бы очень пригодилась. Но больше 250 долларов я бы платить не стал, впрочем, как не стал бы пользоваться этим транспортом и для поездки в свой загородный дом - для этого подойдет и машина. Авиатакси необходимо лишь в экстремальных ситуациях.

Дмитрий ХАРАТЬЯН, актер:

- Авиатакси - очень полезная вещь, особенно для мегаполиса. Я бы им с радостью пользовался, к тому же от полетов я получаю большое удовольствие. Еще приятнее прилететь на самолете на свой загородный участок. К тому же авиатакси - это быстро и комфортно. Естественно, регулярно пользоваться этим транспортом я смогу, только если он будет не очень дорогим. Для меня "красная черта" - 100 долларов.