07.04.2004

Реанимация "Столичной". Теперь спорная водка будет продаваться только через "АлкоМир"



Роман Кутузов
Андрей Мусатов

         В драматичной судьбе водки "Столичная" произошел резкий поворот. Распоряжающееся маркой ФКП "Союзплодоимпорт" решило назначить этой водке эксклюзивного дистрибьютора и перевести ее в более высокую ценовую категорию.

        Федеральное казенное предприятие (ФКП) "Союзплодоимпорт" создано в 2001 г. Ему были переданы права пользования и распоряжения 17 товарными знаками водок и настоек (Stolichnaya, Moskovskaya, Zubrovka, "Русская" и др. ) , отобранные у частной группы компаний SPI (во времена СССР эти марки принадлежали государству). ФКП занимается выдачей лицензий на производство "советских" водок. В 2003 г. в России по лицензиям ФКП выпущено 1,078 млн дал водки. SPI (оборот в 2001 г. - $600 млн) продолжает продавать Stolichnaya на большинстве мировых рынков и неоднократно отстаивала свои права на водочные марки в зарубежных судах.

        Компания "АлкоМир" принадлежит двум табачным дистрибьюторам - "Меркурию" и "Мегаполису". Консолидированный оборот альянса и аффилированных структур по табаку составил в 2003 г. более $1,8 млрд. Сейчас "АлкоМир" обладает правами на дистрибьюцию ряда брэндов международной компании Allied Domecq и торгует собственной водкой "Императорская коллекция".

        Алкогольный дистрибьютор "АлкоМир" получил от ФКП "Союзплодоимпорт" эксклюзивное право на продажу в России в течение 10 лет водок "Столичная", "Московская", "Русская" и настоек "Перцовка" и "Старка", которыми ФКП распоряжается сейчас от имени государства. Трехсторонний договор с участием производителя водки, группы ОСТ, подписан на прошлой неделе, уточнил генеральный директор ФКП Владимир Логинов. Эксклюзив обошелся "АлкоМиру" недешево: дистрибьютор обязался не только вложить в продвижение водки $10 млн, но и платить отчисления с плановых объемов продаж - независимо от того, сколько водки будет продано в действительности. В этом году планируется продать 1,8 млн дал государственной водки, в 2005 г. - 2,4 млн дал, в 2006 г. - 3,5 млн дал. Размер роялти за ее производство устанавливается приказом министра сельского хозяйства. Сейчас он составляет 1,2 руб. с литра при объеме выпуска предприятием свыше 500 000 дал в год. По словам Логинова, дистрибьютор платит еще около 60% от этой суммы. Таким образом, в этом году "АлкоМир" должен будет выплатить ФКП в качестве роялти около $460 000, а всего, если план продаж будет выполнен, "Союзплодоимпорт" получит больше $1,2 млн. По данным Счетной палаты, за первые девять месяцев прошлого года ФКП заработало на роялти чуть больше $900 000. Из $10 млн половина будет потрачена на рекламу и маркетинг, остальное - на создание дистрибьюторской инфраструктуры, уточняет гендиректор "АлкоМира" Андрей Осипов.

        Партнеры собираются переместить "Столичную" в более высокий рыночный сегмент, где сейчас лидируют "Флагман" и "Гжелка". "АлкоМир" поставит первые партии водки в магазины на следующей неделе, и планируется, что ее розничная цена составит 95 руб. за 0,5 л (сейчас - 60 - 70 руб. ). "Средний ценовой сегмент бурно растет, и мы уверены, что займем в нем достойное место", - говорит Осипов.

        ОСТ, по словам Логинова, будет теперь "базовым производителем" "Столичной" и других государственных водок, однако, по словам главы ФКП, не исключена возможность розлива водки и на других заводах. "В любом случае этих заводов будет немного", - уточняет Логинов.

        Сейчас союзплодоимпортовскую водку выпускают по лицензии ФКП более 20 заводов. По словам пресс-секретаря ФКП Владимира Уватенко, уже существующие лицензионные соглашения на производство "Столичной" не будут разорваны, а просто не станут возобновляться по истечении годичного срока действия. По словам Вениамина Грабара, генерального директора ЗАО "Холдинговая компания "Ладога" (выпускает "Столичную" с осени прошлого года) , его предприятие в случае отзыва лицензии много не потеряет. "В обороте "Ладоги" на водку под торговой маркой "Столичная" приходится менее 5%. Во-вторых, рентабельность этой марки сравнительно ниже, чем у собственных марок "Ладоги", - говорит Грабар.

        По мнению вице-президента по маркетингу Русской вино-водочной компании (РВВК, производитель "Флагмана") Германа Климовского, перепозиционировать "Столичную" в более высокий ценовой сегмент будет непросто. Это потребует финансовых вложений, сопоставимых с выводом на рынок новой марки, - около $6 млн в год, считает он.

        "Становится непонятным, зачем у нас забирали товарные знаки? У частной структуры отобрали - и передали обратно частным структурам", - говорит представитель SPI Андрей Скурихин. Он напоминает, что в качестве одной из целей создания ФКП называлась необходимость загрузить государственные производственные мощности. "Госпредприятия, которым необходим этот заказ, не подпущены к производству", - констатирует Скурихин.



Источник: Ведомости