16.04.2004

В России на охрану тратят больше, чем на рекламу



Объем российского рынка частных охранных услуг в прошлом году превзошел все ожидания. Почти 18 тысяч ЧОП заработали 3,5 млрд. долларов, что на 30 млн. долларов больше объема рекламного рынка. Тем не менее этот рынок остается одним из самых закрытых. Эксперты констатировали, что на нем нет ни публичных компаний, ни раскрученных брендов.

Суммарный объем российского рынка частных охранных услуг, судя по первому исследованию, проведенному по заказу группы компаний 'Баярд', оказывающей все виды охранных услуг, достиг в 2003 году 3,5 млрд. долларов, превысив показатели рекламного рынка (3,47 млрд. долларов) и показав рост по сравнению с 2002 годом на 25%.

На конец 2003 года маркетологи насчитали 17 919 зарегистрированных юридических лиц, занимающихся охраной и безопасностью. Число лицензированных охранников, по официальным данным, составило около 500 тысяч человек.

Как сообщил ГАЗЕТЕ председатель совета директоров 'Баярда' Николай Краюшенко, каждый охранник приносит в месяц в среднем 500 долларов прибыли. Так что цифра доходов ЧОП в 1,2 млрд. долларов, показанная в отчете, по его мнению, не так уж и высока. Маркетологами была замечена любопытная тенденция. Впервые численность сотрудников ЧОП (375,8 тысячи) превысила численность сотрудников вневедомственной охраны (370 тысяч). Николай Краюшенко в этом усматривает тенденцию развития российского рынка по европейскому образцу. В странах ЕС на 1 млн. полицейских приходится 960 тысяч охранников, в отличие от США, где при том же количестве полицейских частных охранников в два раза больше.

Самой востребованной услугой на рынке охранных услуг (70%) оказалась техническая и физическая охрана объектов. Собственно охранные услуги составили 24% всех оказанных услуг. Обеспечение личной безопасности было востребовано чуть меньше (21%). Обслуживание охранных систем - на третьем месте по популярности среди клиентов ЧОП (19%). А вот услуги детективов, которые в основном занимались поиском без вести пропавших, а также защитой от недобросовестных конкурентов и сбором различной информации гражданского характера, оказались менее востребованы рынком, показав 15%. Специалисты, занимающиеся сбором коммерческой информации, также проигрывают с 5% оказанных услуг. Бодигарды были востребованы в два раза чаще - 10%.

По мнению экспертов, развитие рынка охранных услуг ограничено доминирующим положением вневедомственной охраны. 'Нам не позволено законом оказывать услуги по охране квартир с использованием телефонов МГТС; на этих услугах в 2004 году МВД заработало 68 млн. долларов, затратив всего лишь 28 млн. долларов. Мы же вынуждены использовать куда более дорогие виды связи, в частности радиосвязь. Поэтому наши цены выше', - пояснил ГАЗЕТЕ представитель одного из ЧОП.

Более 70% частных охранных агентств в России созданы выходцами из МВД и КГБ, которые в силу своего менталитета не тяготеют к 'рыночной модели' развития охранного бизнеса. По данным маркетологов, на рынке нет ни одной публичной компании или бренда, который мог бы заинтересовать потенциальных инвесторов.

СПРАВКА

Столичные частные охранные предприятия (ЧОП) оказали услуг на 1,2 млрд. долларов. Их коллеги в регионах заработали 800 млн. долларов. Технические, детективные и информационно-аналитические услуги оцениваются аналитиками в 300 млн. долларов. Остальные 1,2 млрд. долларов пришлись на вневедомственную охрану ГУВО МВД, которая доминировала на рынке с долей в 30%.

Газета