14.05.2004

Треть новых автомобилей продается в кредит



Автодилеры уверяют, что в 2003 году около 30% новых автомобилей продано в кредит. Два года назад, когда таким образом реализовывалось максимум 5 автомобилей из сотни, банкиры робко надеялись, что "к 2005 году в кредит будут продавать 10% иномарок". Действительность превзошла их самые смелые ожидания.

Продавцы считают, что автокредитный бум произошел из-за подъема таможенных пошлин на подержанные иномарки. "Те, кто раньше покупал двух-трехлетки, больше с ними не связываются, -констатирует руководитель отдела продаж компании "Рольф-Диамант" Светлана Бауровская. - Им выгоднее купить новую иномарку, взяв кредит".

"По результатам 2003 года наши продажи в кредит составили около 30%, - говорит PR-менеджер дистрибьютора Mitsubishi Сергей Кириллов. - Чаще всего кредит берется для покупки недорогих моделей - потребители дорогих иномарок обычно платят без помощи банка".

Действительно, пока пользователи программы автокредитования останавливают свой выбор на том, что подешевле. Сейчас, например, российские автомобили в кредит продаются чаще, чем иностранные. "Из всех автомобилей, проданных в кредит, примерно 60-70% - это отечественные модели, - говорит руководитель кредитного отдела компании "Автомир-Вавилова" Роман Максименко. - Однако есть тенденция к тому, что они сравняются - иномарки покупают в кредит все чаще и чаще".

Для банков автокредитование - очень прибыльный бизнес. Помимо солидных процентов, они берут разовую комиссию за рассмотрение заявки. Она составляет 100-200 долларов США и не обязательно возвращается в случае отказа предоставить кредит. Но процентами банки не ограничиваются. Например, "Русский Стандарт" ежемесячно удерживает с заемщика еще 0,9% за ведение счета. Нельзя сказать, что это еще 12% годовых к исходным 29% (сумма кредита с каждым месяцем уменьшается), однако прибавка ощутима.

Последнее время банки снижают ставки, поэтому купить автомобиль в кредит можно сравнительно недорого - за иномарку стоимостью $15 000 долларов придется заплатить всего на $1500 больше. Правда, чтобы не переплачивать - и проценты и комиссии, - заемщику по-прежнему приходится попотеть. Взять кредит в ММБ или в "Сосьете Женераль" гораздо сложнее, чем в "Русском Стандарте" и "Первом О.В.К."

Поэтому банки стремятся расширить круг автозаемщиков и смягчают требования к ним. Так, официальная справка о доходах больше не является запретительным барьером. Например, Пробизнесбанк для непонятливых прямо указывает: "Наличие маленького дохода не является основанием для отказа в выдаче кредита".

Более того, последнее время автосалоны все чаще предлагают беспроцентные кредиты - особенно на автомобили иностранного производства. И они, в отличие от "беспроцентных" потребительских кредитов (когда кредитная стоимость товара просто на порядок выше обычной), настоящие - ставку за клиента платит автосалон. Потому что доходы с оборота с лихвой отбивают банковские проценты.

Беспроцентные кредиты банки предоставляют лишь в том случае, если половину стоимости автомобиля клиент смог заплатить сам. "Для клиента в любом случае оформляется кредитный договор по нашей ставке, - поясняет начальник управления розничного кредитования Собинбанка Ольга Манукян. По ее словам, для заемщика автосалоны оформляют такую сделку как скидку на автомобиль.

В глазах покупателя эта хитрая схема выглядит так: салон занижает стоимость автомобиля таким образом, чтобы цена с процентами равнялась первоначальной надписи на ценнике. Затем оформляют кредитный договор. В итоге клиент погашает свой кредит банку, но общая сумма выплат будет равна половине стоимости автомобиля. И никаких процентов.

Однако не все автосалоны готовы платить за клиента проценты по кредиту. "Сейчас растет и количество покупателей, которые покупают не в кредит", - отмечает Бачуровская. По ее мнению, максимальный результат 2004 года - 40% автомобилей в кредит. Больше уже не будет.

Известия