30.06.2004


Boeing позавидовал богатству Airbus



Американский Boeing готовится предпринять новую атаку на своего конкурента – панъевропейский концерн Airbus и отнять у него государственную поддержку. А Airbus тем временем поставил мировой рекорд.

Руководство Boeing намерено развязать с Airbus новую войну – на этот раз по поводу якобы незаконных государственных субсидий, которые предоставляются панъевропейскому концерну. В Boeing cчитают, что это нарушает равные условия и честность конкуренции.

Как заявил в интервью The Financial Times президент Boeing Гарри Стоунсайфер, меры против этого будут приняты «уже в этом году». «У Airbus большие успехи. Согласно их последним сообщениям, Airbus контролирует долю рынка большую, нежели Boeing, ежедневно ее наращивая. Их деятельность более рентабельная, чем у Boeing. Поэтому зачем им субвенции?» – негодует шеф американского концерна.

О конкретных контрмерах против несправедливой, по его мнению, ситуации с субвенциями Гарри Стоунсайфер предпочел не распространяться. Однако сказал, чего делать точно не станет: обращаться за помощью во Всемирную торговую организацию. «Коммерческие войны никому не интересны, – объяснил президент Boeing свою позицию. – Вероятно, главный рынок Airbus – североамериканский, поэтому думаю, что ни они, ни мы не хотели бы такой войны».
Однако некоторое время назад руководство Boeing начало работу с американской администрацией на предмет вынесения протеста против субвенций, которыми пользуется Airbus.

Руководство Airbus не замедлило с ответом. Глава подразделения панъевропейского концерна в США Алан Макартор обвинил Стоунсайфера в том, что тот «пытается выставить дымовую завесу» своим неудачам: в прошлом году Airbus впервые перехватил у Boeing лидерство по поставкам самолетов. Макартор напомнил, что Boeing также имеет соглашения о предоставлении помощи с правительством США, а также определенные финансовые обязательства со стороны Японии, где будут производиться новые Boeing 7D7 Dreamliner. А глава Airbus Ноэль Форжар выразил негодование по поводу эвфемизма «партнеры с разделенным риском», который использует Boeing по отношению к японским компаниям, задействованным в этом проекте. Ведь многие японские поставщики комплектующих и т.п. также получают субвенции от правительства Японии.
Согласно двустороннему соглашению между Евросоюзом и США 1992 года, господдержка гражданских авиапроектов не может превышать 33% от общей стоимости инвестиций в эти проекты.

Развернувшаяся война касается самых амбициозных и чувствительных проектов обеих компаний. В случае Boeing – это дальнемагистральный широкофюзеляжный 7D7 Dreamliner (дальность полета до 15 тыс. км; вместимость – 200-250 пассажиров). Airbus делает ставку на суперсамолет A-380, который в стандартном варианте будет перевозить 555 пассажиров, а в расширенном – до 800. Это самый крупный пассажирский самолет в истории мировой авиации. Нападки Boeing агрессивнее не только потому, что машины конкурента стали лидерами продаж, но и потому, что А-380 поступит в коммерческую эксплуатацию на два года раньше Dreamliner – в 2006 году.

Airbus инвестировал в программу создания А-380 €11 млрд. «Мы знаем, что A-380 – это около $4 млрд только начальных инвестиций, – говорит Гарри Стоунсайфер. – Но я не знаю, кто даст все остальное... Если программа окажется успешной, от вложений будет отдача, если нет, то они потеряют деньги. Но в случае провала программы Airbas средства потеряют налогоплательщики, а в случае провала программы Boeing потеряют наши акционеры».

Впрочем, маловероятно, что Boeing будет принмать какие-то серьезные меры. Дело в том, что тогда он сам может многого лишиться. «Смешно, что Boeing собирается жаловаться на субсидии Airbus, так как сам намерен получить до $6 млрд господдержки от Японии, Италии и США», – говорит Дэвид Придчард, специализирующийся на глобализации авиапромышленности партнер Canada-United States Trade Center in the UB Department of Geography. По словам Придчарда, между субсидиями A-380 и 7D7 Dreamliner есть большое различие. «Субсидии Airbus – это процентные ссуды на развитие авиационной промышленности, что полностью соответствует нормам ВТО, – говорит эксперт. – Субсидии Boeing, напротив, направлены на развитие производства самолетов, что запрещено ВТО, к тому же они никогда не будут возвращены».

По иронии судьбы, в день гневных заявлений президента Boeing в конфликт мировых авиалидеров, не зная об этом, вмешалась сингапурская авиакомпания Singapore Airlines. В понедельник она открыла наиболее протяженный в мире беспосадочный маршрут Сингапур–Нью-Йорк продолжительностью 18 часов и длиной 16 600 км. Рейс обслуживают самые дальнемагистральные в мире самолеты – новые Airbus A-340/500.

Газета.RU