30.06.2004


Из Shell выгодно увольняться



Руководство нефтяного гиганта Royal Dutch/Shell отражало атаки акционеров на двух фронтах. B Гааге и Лондоне одновременно прошли ежегодные собрания акционеров двух материнских компаний группы – голландской Royal Dutch Petroleum и британской Shell Transport and Trading.

Если раньше акционеры сетовали на недостаточную прозрачность в работе Shell, то сейчас перешли к обвинениям в сокрытии важных фактов.

Так называемый кризис резервов, вызванный тем, что Shell в течение 2004 года четыре раза снижал объемы своих нефтяных и газовых запасов, привел к увольнению трех директоров, включая председателя комитета управляющих директоров группы сэра Филипа Уоттса. Весной этого года акционеры были в основном заняты тем, как спасти свои деньги и деньги, доверенные им в управление вкладчиками, а это десятки тысяч пенсионеров в Европе и Америке.

Акции, разумеется, сильно упали в цене, а сама компания была лишена высшего кредитного рейтинга. Но чем ближе становилась дата собрания акционеров, тем настойчивее акционеры интересовались причинами, вызвавшими внезапную честность менеджмента в оценке резервов, так дорого им обошедшуюся. Они поняли, что если сейчас оценки объемов верны, то, значит, до этого их кто-то явно завышал. Причем завышал более чем заметно – на 22%.

Логика подсказывала акционерам, что их председатель сэр Филип не мог не иметь к этому отношения. Акционеры ожидали, что он за это крепко ответит. И ничего подобного: выясняется, что часть их денег (1,06 млн фунтов, то есть около $2 млн) пойдет на выходное пособие ушедшему со скандалом Уоттсу, а также пенсию ему же в размере 584 тыс. фунтов (более $1 млн) в год.

Негодование инвесторов по этому поводу нынешний председатель концерна лорд Оксбург парировал, сказав, что эта сделка – исключительно в интересах компании и что сумма является «абсолютным минимумом», чтобы сэр Филип согласился уйти. «Альтернативой было лишь обречь компанию на долгие месяцы пререканий, которые могли бы ей повредить», – сказал Оксбург.

О стоимости развода с двумя другими управленцами, потерявшими работу из-за скандала, главой добывающего подразделения Вальтером ван де Вийверой и финансовым директором Джудит Бойнтон, еще не договорились, но известно, что у госпожи Бойнтон такие условия контракта, что меньше чем за $1 млн она ни в какую не уйдет.

10% инвесторов проголосовали против таких компенсационных пакетов для директоров. Они потребовали, чтобы им дали право впредь утверждать вообще все решения по выплатам выходного пособия, если оно превышает полугодовую зарплату менеджера. Но пока у них такого права нет, и давать им его никто не обещает.

Далее акционеры попросили объяснений, почему же снижение доказанных запасов произошло столь «позорно и скандально» и почему менеджерам Shell потребовалось так много времени, чтобы обнаружить проблему.

Лорд Оксбург в ответ упорно утверждал, что никто ничего не скрывает и все действия предпринимаются настолько стремительно, насколько это возможно. Однако потом он произнес, видимо, на кого-то намекая: «Когда кое-кто из старших директоров так бережлив с информацией, которую надо передавать правлению, очень трудно рассчитывать, что что-либо выйдет на свет божий быстрее, чем сейчас».

Надо полагать, он имел в виду факты, выявленные внутренней проверкой еще в апреле, и прежде всего электронную переписку сэра Филипа и директора по добыче ван де Вийверы, где последний признавался, что «уже сыт по горло ложью» о запасах нефти и газа.

Это письмо стало для акционеров поводом потребовать гарантий, что подобный кризис доверия не произойдет снова. Частный акционер Джон Фармер выступил так: «Мы не верим тому, что говорят директора или председатель. Так не возрастает ли необходимость пересмотра корпоративного управления?!»

Так дискуссия плавно перетекла к важнейшему вопросу – объединению двух советов директоров группы (голландского и британского) в один. Акционеры настаивают на том, что частично в скандале вокруг запасов виновато сидение директоров в Гааге и Лондоне отдельно друг от друга. И менеджмент Shell наконец пообещал, что в недалеком будущем ездить акционерам придется только в один какой-то город, и все там будут вместе.

Газета.RU