Спрос не может угнаться за амбициями корпорацийНа летний сезон-2004 операторы выездных направлений возлагают большие надежды. По прогнозам, количество россиян, едущих отдыхать за границу, вырастет в среднем по рынку на 20-25%. Правда, не на всех направлениях дела обстоят хорошо. Турция, сохраняя пока лидерские позиции, дорожает и теряет клиентов. В Италии и Хорватии намечается демпинг из-за отсутствия спроса. Зато Египет и Испания в этом году должны существенно укрепить свои позиции. Турция остается самым популярным выездным направлением в течение последних пяти лет. По данным информационной службы "БАНКО", в канун прошлого сезона на эту страну в первую очередь ориентировались 18% московских розничных фирм. К нынешнему сезону их количество увеличилось еще на 7%. Агенты любят Турцию за правильное соотношение цены и качества, а также за то, что россияне, впервые выезжающие на отдых за границу, чаще всего выбирают именно эту страну. По данным местных властей, в прошлом году Турцию посетили 1 млн 258 тыс. россиян - на 33% больше, чем в 2002 году. Составить конкуренцию нашим соотечественникам по численности пока могут только немцы. В этом году, по словам Фелиз Косе, директора национального туристического офиса, заместителя советника по туризму и культуре посольства Турции, российский турпоток должен вырасти еще на 20%. Однако на турецком направлении в этом сезоне далеко не все идет гладко. Перед сезоном цены на поездки в Турцию выросли примерно на 20%. Это заставило россиян более активно рассматривать варианты отдыха в других странах. В июне эксперты "БАНКО" зафиксировали значительное снижение продаж и сокращение количества чартеров на турецком направлении. Кроме того, спрос из перенасыщенной предложениями Москвы постепенно перемещается в регионы. Например, авиакомпания "Сибирь", запустившая этим летом прямые рейсы в Анталью из Омска, планирует загружать их не менее чем на 90%. В столице же даже работа по спецпредложениям не может заполнить чартеры более чем на 80%. В Испании, поднявшейся этим летом до второго места в рейтинге популярности направлений, дела идут гораздо лучше. Только за май-июнь спрос на эту страну вырос примерно на 20%. По мнению Татьяны Чувилкиной, заместителя генерального директора компании "Натали Турс", это в первую очередь связано с тем, что Испания этим летом практически не подорожала (стандартный недельный тур стоит 550-600 евро) и сравнялась по ценам с Турцией. Кроме того, интерес россиян к различным направлениям имеет некоторую цикличность, и за ростом спроса обычно следует спад. Испания преодолела кризис в прошлом году, и сейчас ее популярность возвращается. Египет, взявший "бронзу" среди самых массовых направлений, вообще выглядит островком стабильности. Соотношение спроса и предложения здесь почти идеальное. "Египет остается одной из немногих долларовых стран, что для россиян очень важно. Цены здесь умеренные - около $300-400 за недельный тур в хорошем отеле. Даже майские поездки были раскуплены за две-три недели до наступления праздников, а такая глубина продаж считается очень хорошей для безвизового направления", - объясняет Анна Очкова, коммерческий директор компании "Конгресс-тур". Среди прочих стран, популярных в этом сезоне, эксперты особо выделяют Болгарию. По словам Лидии Васильевой, начальника отдела маркетинга компании "Солвекс-трэвэл", объем продаж здесь этим летом увеличивается на 30% по сравнению с прошлым годом, а глубина продаж уже сейчас достигает первых чисел сентября. Такой интерес объясняется тем, что в Болгарии за последние годы создана хорошая курортная инфраструктура. По данным Российского союза туриндустрии (РСТ), только за прошедший год местные власти вложили 200 млн евро в строительство новых отелей и реконструкцию старых на двух крупнейших курортах - Солнечном Берегу и Золотых Песках. В результате такой строительной активности количество гостиничных мест увеличилось на 7 тыс. Правда, болгарский сезон вряд ли будет спокойным для операторов. Дело в том, что они переоценили свои возможности и запланировали слишком много чартеров на этом направлении. На прошлой неделе билет до Варны можно было купить за $80, что, по словам Элеоноры Абрамовой, менеджера "Бюро путешествий "Ориент", почти вдвое ниже себестоимости. Эксперты полагают, что места в самолетах останутся чрезмерно дешевыми и в июле. Самым "горящим" направлением этого сезона аналитики признают Хорватию. Спрос на это направление не увеличился даже в конце июня, когда студенты и школьники, на которых особо рассчитывали операторы, сдали экзамены и могли бы отправиться в путешествие. Сейчас цены на турпакеты в Хорватию упали до 299 евро за неделю в трехзвездном отеле. По словам Ольги Войкиной, директора компании "Регулус Тур", сейчас на рынке сосредоточено 15-20% спецпредложений, которые фактически предоставляют перелет в Хорватию бесплатно. Это единственный способ заполнить чартеры, поскольку сокращать объемы перевозки сложно из-за необходимости отказов от гарантированных мест в отелях. По мнению Сергея Приголовкина, коммерческого директора "Агентства "ПАКС", выше 60 тыс. человек российский турпоток в Хорватию не поднимется, и сейчас направление уже достигло своего потолка. Даже Божо Ковачевич, чрезвычайный и полномочный посол Хорватии в России, пока не видит положительной динамики спроса, тем более что из-за повышения класса хорватских отелей цены на этом направлении перед сезоном выросли на 10-15%. Не помогло даже то, что местные власти увеличили расходы на продвижение своей страны на российском рынке до $3 млн. Правда, у операторов еще сохраняется надежда, что в июле-августе продажи будут идти лучше. Демпинговые предложения стали появляться и на итальянском направлении. Например, компания "Нева" в июне предлагала недельный отдых в Римини в трехзвездном отеле за 299 у.е., "Натали Турс" - за 310 евро. "Демпинг отрицательно сказывается на имидже направления. За 300 евро получить сервис высокого уровня в Италии невозможно, поэтому у туристов остаются не самые лучшие впечатления об отдыхе", - говорит Нелли Ионкина, гендиректор компании "Итал тревел". Демпинг, по-видимому, будет продолжаться как минимум до наступления высокого сезона, поскольку операторы не хотят договариваться и сокращать количество чартеров. Рейтинг популярности направлений туризма
Источник: ИС "БАНКО" Обсудить в форуме |
Известия