01.07.2004

"Гранд" шагает по стране



Оксана Иващенко
Юлия Ярош

САМАРА — Первый торговый центр “Гранд” за пределами Московского региона может появиться в Поволжье. Владельцы “Гранда” получили в Тольятти земельный участок под строительство торгового объекта площадью около 40 000 кв. м.


Мебельный центр “Гранд” состоит из двух магазинов в Химках: площадь “Гранд-1” составляет 30 000 кв. м, рядом частично введен в эксплуатацию “Гранд-2” на 110 000 кв. м. По данным руководителя столичного мебельного центра “Три кита” Сергея Зуева (до начала этого года он управлял проектом “Гранд”), мебельные центры принадлежат немецкой компании Inter Daus, которая управляет ими через дочернюю компанию “Альянс-95”. Для реализации тольяттинского проекта “Альянс-95” в городе создана компания “Мэтро”.

Директор “Мэтро” Сергей Кемаев сообщил “Ведомостям”, что компании выделен участок площадью 2,5 га в Автозаводском районе Тольятти. Главный архитектор Тольятти Валерий Лопатин подтвердил эту информацию и уточнил, что проект строительства может быть утвержден на градостроительном совете в сентябре 2005 г.

Кемаев пояснил, что тольяттинский комплекс может стать первым региональным комплексом “Гранд” — причем не только торговым, а многопрофильным. “Помимо мебельного гипермаркета площадью 10 000 кв. м в комплекс войдут супермаркет, развлекательный и офисный центры. Здесь же планируется построить четырехзвездочную гостиницу на 120 мест”, — говорит он. Общая площадь комплекса — 40 000 кв. м. Инвестиции в проект, по его словам, составят около $24 млн — как собственных средств “Альянс-95”, так и заемных.

Сергей Зуев из “Трех китов” рассказал, что предложение от Кемаева построить в Тольятти мебельные центры поступило ему еще в конце 2003 г. (когда он занимал должность гендиректора “Альянса-95”).

Тольятти — город “с молодым и активным населением”, говорит Кемаев. “К тому же здесь всего один полноценный торговый центр — "Русь на Волге", — замечает он. — Сочетание этих факторов, а также присутствие "АвтоВАЗа", обусловливает привлекательность инвестиций в развитие коммерческой недвижимости”.

Однако Вадим Бахтов, руководитель отдела по связям с общественностью мебельной компании “Шатура”, отмечает, что Поволжье, имеет один из самых низких уровней потребления мебели — около $5 на человека в год. “С другой стороны, там находится крупное автомобильное производство.” — рассуждает он. Бахтов допустил, что причины выбора Тольятти для строительства нового “Гранда” “носили, — предположил он.

“В Самаре много крупных мебельных операторов — “Интермебель”, “Руслан и Людмила”, строится гипермаркет IKEA“, — говорит Лопатин. — В Тольятти же на мебельном рынке крупных игроков практически нет”. А по словам Дмитрия Баранова, директора департамента стратегического планирования группы компаний “Время”, в Тольятти потребительская активность выше, чем в Самаре. “В 2003 г., по моим данным, оборот розничной торговли в Самаре составил 54,97 млрд руб., в Тольятти он был несколько выше — 63,47 млрд руб., — говорит Баранов. — В связи с этим не удивляет привлекательность Тольятти в глазах инвесторов”.

Местные риэлторы замечают, что долгое время в Тольятти не хватало торговых и развлекательных центров. “Но после сдачи всех строящихся объектов дефицит исчезнет, может просто произойти перенасыщение рынка”, — говорит Михаил Мокшин, гендиректор тольяттинского агентства недвижимости “Навна”.

Кемаев сообщил, что в “Альянсе 95” не собираются ограничиваться только тольяттинским проектом, планируя прийти и в Самару. Но здесь планируется открыть только мебельный гипермаркет площадью около 10 000 кв. м.

Директор департамента торговой недвижимости Collers International Максим Гасиев говорит, что один из самых значительных рисков, который несет девелопер при строительстве торгцентра в региональном городе связан с трудностями поиска торговых операторов. “Может быть достаточно сложно найти оператора и заставить его приехать в Тольятти” — говорит он.



Ведомости