"Когда показывают футбол, глотки пива становятся огромными"Евро-2004 принес косвенные прибыли многим европейским производителям пива, а также розничным торговцам и владельцам ресторанов. Больше всех получили английские пабы, клиенты которых становятся неумеренными в возлияниях только в исключительных случаях. А вот российские футбольные болельщики, на которых также делалась ставка, на этот раз не порадовали ни барменов, ни пивоваров. По подсчетам Британской ассоциации пива и пабов, каждый матч, в котором играла сборная Англии, приносил от 25 до 50 млн фунтов дополнительного оборота. И это при том, что в среднем в обычное время через пабы страны "проходит" 60 млн фунтов за день. Недельные продажи пива через супермаркеты выросли вдвое и достигли к разгару чемпионата 46 млн в день. Почти двукратный рост дневного потребления пива пришелся на самый волнительный, и как оказалось, самый драматичный по исходу матч Англия - Португалия. Именно он принес самый большой доход всем пивным заведениям - 110 млн фунтов. Во время игры было выпито 12 млн дополнительных пинт пива (6 млн литров) - максимальное количество за время чемпионата. В общей сложности в обычное время года в пабах выпивается 18 млн пинт. Но во время матча Англия - Португалия частота опрокидывания пинт и хождения к стойке за новой порцией действительно сильно отличалась от обычной размеренности англичан. Даже видавшие всякое за долгие годы бармены к концу работы падали с ног и говорили, что такого ажиотажа не могут и припомнить. Правда, если верить статистике Ассоциации пива и пабов, столь же насыщенный по возлияниям день случился в 2002 году, во время чемпионата мира-2002, когда сборная Англии играла с Данией. "Англичане действительно любят выпить, но делают это размеренно, со вкусом, - говорит бармен, мексиканец по происхождению. - Но когда показывают футбол, размеренность быстро улетучивается: глотки пива становятся огромными, и от сдержанности не остается и следа. Но даже сильно выпив, большинство сохраняет благостное расположение духа, которое обычно соответствует атмосфере паба". По статистике британцы - самая пьющая нация в Европе. Но по данным исследований BBPA, процесс потребления алкоголя - это всего лишь часть доставляющего огромное наслаждение времяпровождения, которое не вредит здоровью самих англичан и не приносит зла окружающим. В Британской академии медицины также считают, что пара пинт даже во благо и идет на здоровье любому. В отличие от русской привычки больше выпивать "с горя" англичане способны выпить немерено только в минуты радости. "Когда англичане счастливы, они могут выпить просто несусветное количество пива, - говорит бармен паба Дженни из Австралии. - Каждая победа Англии оборачивалась просто пивными реками". Когда сборная Англии получила сокрушительный удар, англичане отреагировали на поражение массовым исходом из пабов. "Когда англичане проиграли, мгновенно большинство посетителей перестало пить и тут же покинули паб, остались только единицы и иностранцы, которые не могли понять столь сильного разочарования местных жителей, - говорит Дженни. - Когда они разочарованы, они изменяют своей любви к пиву. У нас в Австралии наоборот: в печали народ выпивает гораздо больше, чем в радости". Равно как и в России. Выбытие сборной Англии из Евро-2004 года обернулось потерей 100 млн фунтов для пабов. После поражения своей национальной команды употребления спиртного британцами почти вернулось в обычное русло. Этот турнир их, по большому счету, уже не интересует. А в целом, по подсчету Британского консорциума ритейлеров, экономика потеряла примерно 400 млн фунтов. И все из-за того, что Бекхэм промахнулся, как обиженно припоминают все без исключения. В любом случае британским владельцам пабов наверняка повезло больше всех в Европе. Именно в этой стране в барах употребляется 50-60% всего выпиваемого пива. Даже в других "пивных" странах - например, Германии или Чехии - этот показатель гораздо меньше и составляет только 30-40%. Наша отечественная питейная культура ведет человека в бар или паб только в крайних случаях. Даже в Москве, по данным "Бизнес-аналитики", на долю разливного пива приходится только 7-8% от общего числа продаж. Видимо, этим и объясняются довольно небольшие прибыли, полученные нашими участниками рынка от Евро-2004. В России точной статистики о зависимости продаж пива от спортивных мероприятий не ведется. По мнению Александра Троицкого, заместителя руководителя исполнительного секретариата Российского союза производителей пивобезалкогольной продукции, Евро-2004 на продажи влияет, хотя и не напрямую. "Множество людей сидят в барах или дома у телевизоров, смотрят матчи и пьют пиво, заедая его чипсами, сухариками и орешками. Естественно, что вся эта продукция пользуется сейчас повышенным спросом", - объясняет он. Что-либо определенное можно будет сказать только через неделю-две, когда будет готов июньский мониторинг пивного рынка. Но, похоже, обогатиться благодаря чемпионату по футболу нашим пивоварам не удастся. "Продажи в этот период вырастают примерно на 10-15%, поскольку пиво начинают употреблять даже непьющие люди. Но по сравнению с годовым оборотом эта прибавка - капля в море", - говорит Андрей Стерлин, руководитель маркетинговой компании "Бизнес-аналитика". На июнь обычно приходится 12-13% от годового объема пивного рынка. Увеличение продаж в этом месяце даже на 20-25% по итогам года даст рост максимум на 1-1,5%. В отличие от британских коллег, у российских владельцев питейных заведений дела с прибылью от футбола обстоят еще хуже, чем у пивоваров. "Когда шли матчи с участием российской сборной, у нас собиралось вдвое больше народа, чем обычно. Сейчас посетителей немного, особенно днем. Когда начнутся финальные игры, болельщиков снова прибавится. Но при этом нельзя сказать, что наши обычные прибыли сильно выросли", - сообщили "Известиям" в ирландском пабе "Шемрок". А вот бар "5:0", по словам его замдиректора Натальи Прониной, от футбольного чемпионата понес одни убытки. "Конечно, мы рассчитывали на дополнительные прибыли и потратили довольно большие средства на предварительную подготовку. Но благодаря "замечательной" игре нашей сборной эти затраты не окупились", - сетует она. Факты жизни пабов во время EURO 2004
EURO96: Продажи пабов выросли на 12% в неделю FRANCE98: Продажи пабов выросли на 7% в неделю EURO2000: Продажи пабов выросли на 4% в неделю JAPAN2002: Продажи выросли на 10% в неделю Известия |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||