02.07.2004

AngloGold пришла в Россию. Она купила 29,9проц. акций Trans-Siberian Gold



Илья Хренников
Анжела Сикамова

Вторая по величине в мире золотодобывающая компания AngloGold Ashanti приходит в Россию. Она купит за $32 млн 29,9% акций Trans-Siberian Gold (TSG) — британской компании с российским бизнесом. Аналитики считают, что для AngloGold это самый дешевый способ зайти на растущий российский рынок.


Южноафриканская AngloGold является второй по величине золотодобывающей компанией в мире. В 2003 г. добыла 174 т золота. Выручка составила $2 млрд, чистая прибыль – $247 млн. В нынешнем году AngloGold слилась с ганской Ashanti, добывшей в 2003 г. 50 т золота. Trans-Siberian Gold пока не добывает золото. Ее основными активами являются золоторудная площадь “Ведуга” в Красноярском крае с запасами 70 т золота, а “дочка” TSG – “Тревожное зарево” – владеет лицензиями на месторождения Асачинское и Родниковое на Камчатке. Крупнейшими акционерами TSG являются менеджмент компании (10%), инвестфонды Firebird Funds – 7%, Framlington – 7% и LR Global Partners – 6%.

Вчера AngloGold и Trans-Siberian Gold распространили совместное заявление о готовящейся сделке. Компании договорились, что AGA купит 29,9% Trans-Siberian Gold за 17,6 млн фунтов ($32 млн). Южно-африканский золотодобытчик также получает право приобретать 51%-ную долю в любых новых проектах TSG и ввести двух своих представителей в совет директоров этой компании. Как рассказал “Ведомостям” представитель AGA Ричард Даффи, TSG проведет дополнительную эмиссию акций в пользу AGA. Сделка пройдет двумя траншами по 3,065 млн акций по согласованной цене 136,9 пенса и 149,4 пенса за акцию соответственно. Сделка будет закрыта до конца 2004. Даффи говорит, что AGA давно интересует российский рынок. “Мы рассматривали несколько возможных проектов и остановились на TSG, — заявил Даффи "Ведомостям". — Она сильно недооценена по сравнению с другими российскими компаниями”.

“Я думаю, каждая крупная золотодобывающая компания должна присутствовать в России”, — говорится в интервью управляющего директора TSG Джоселина Уоллера, размещенном на сайте TSG. Покупку AGA доли в его компании он считает “входным билетом” на российский рынок. “Если бы AngloGold начинала с нуля, то ей понадобилось бы два или три года [на раскрутку бизнеса]”, — отмечает Уоллер.

Конкуренты удивлены сделкой TSG. “Не знаю, как им удалось завлечь столь солидного инвестора. Они же ничего не добывают”, — недоумевает представитель одной золотодобывающей компании. А представитель Союза золотопромышленников России Виктор Иванов отмечает, что TSG и не торопилась осваивать имеющиеся у них объекты. Однако AngloGold Ashanti это не смущает. По словам Даффи, TSG для его компании — проект на будущее. “У нас самих сейчас хороший уровень добычи. Но для нас важно обеспечить непрерывную цепочку производств”, — говорит он.

“Для AngloGold Ashanti был важен сам факт вхождения в Россию, даже за счет приобретения не самых богатых месторождений. Компания сделала это так, как принято в международной бизнес-практике, — считает управляющий директор Highland Gold Mining Иван Кулаков. — Покупка акций более мелкой компании с профильными активами — это наиболее простой и правильный путь для вхождения в новый регион”. С ним согласны и аналитики. Александр Пухаев из ОФГ говорит, что AngloGold нашла наиболее дешевый способ вхождения на растущий рынок. “В золотодобывающем секторе России сейчас огромное количество иностранных инвесторов, а свободных активов для поглощения практически не осталось, — говорит он. — Anglo Gold заинтересована в новых объектах для разведки, которых в России довольно много”. Глава аналитического центра “НБЛзолото” Михаил Лесков считает, что TSG удалось стать объектом для поглощения благодаря ее IPO в ноябре 2003 г. на Лондонской фондовой бирже. Другие публичные компании уже привлекли стратегических инвесторов. Peter Hambro ведет геологоразведочные проекты с Rio Tinto. Highland Gold продала 17% Barrick Gold.

Максим Матвеев из Альфа-банка считает, что иностранные инвесторы предпочитают вкладывать средства в публичную и знакомую им компанию. “Инвестирование в Россию связано для иностранных компаний со множеством рисков. Покупая TSG, они получают команду с опытом работы в России”, — заключает Матвеев. TSG, со своей стороны, обретает отличного партнера и возможность профинансировать свои проекты.



Ведомости