02.07.2004

"Интеррос" форсирует развод. Холдинг утверждает, что акции ОМЗ и "Силовых машин" уже вернулись к прежним владельцам



Андрей Лемешко

Объединение “Силовых машин” и “Объединенных машиностроительных заводов” становится все более призрачным. “Интеррос” фактически запустил процедуру расторжения сделки. Аналитики мрачно оценивают перспективы ОМЗ: по их мнению, уменьшившаяся в расчете на слияние компания теперь вряд ли заинтересует инвесторов.


ОМЗ специализируется на производстве оборудования для атомной энергетики, нефтегазовой, горнодобывающей и металлургической отраслей. Выручка ОМЗ по стандартам US GAAP в первом полугодии 2003 г. составила $215,7 млн, чистая прибыль – $14 млн. 25,93% акций принадлежит основателю ОМЗ Кахе Бендукидзе, 9,07% – Алану Казбекову, около 15% – “Газфонду”, 14% – “Силовым машинам”. “Силовые машины” объединяют предприятия по производству энергетического оборудования. В 2002 г. выручка “Силовых машин” по IAS составила $276 млн, чистая прибыль – $2 млн. Более 70% акций концерна контролирует “Интеррос”, 4,93% – немецкий Siemens, 17% принадлежит портфельным инвесторам.

По условиям сделки акционеры “Силовых машин” должны были получить 50% акций объединенной компании, а 100% акций “Силовых машин” перешли бы к ОМЗ. Завершить ее планировалось к осени, а обмен акциями — к концу июля. В рамках слияния “Интеррос” уже приобрел около 14% акций ОМЗ, а те, в свою очередь, купили 11% акций “Силовых машин”.

Но 30 июня годовое собрание акционеров ОМЗ, на котором представители “Интерроса” должны были войти в совет директоров компании, внезапно сорвалось. В нем не приняли участия структуры, представляющие интересы основателя компании Кахи Бендукидзе. В “Интерросе” объявили, что расценивают это как потерю интереса владельцев ОМЗ к объединению компаний. В ОМЗ эти обвинения отвергают и объясняют срыв собрания техническими причинами.

Тем не менее вчера “Интеррос” стал отыгрывать сделку назад. Пресс-служба холдинга сообщила, что акции ОМЗ и “Силовых машин”, полученные в рамках перекрестного приобретения, вернулись к прежним владельцам. Сергей Николаев, директор ОМЗ по финансам, также говорит, что он не имеет подтверждений этому, хотя, по его информации, пакеты в 14% акций ОМЗ и 11% “Силовых машин” сменили депозитарий.

При этом в ОМЗ по-прежнему не верят в окончательный развод. Вчера компания распространила официальное заявление о том, что никаких документированных решений от крупных акционеров обеих компаний, инициировавших процесс объединения, о его приостановке в компанию не поступало. Директор ОМЗ по связям с общественностью Андрей Онуфриев утверждает, что обмен акций “Силовых машин” на бумаги ОМЗ уже начался и ряд миноритариев присоединяемой компаний уже направили свои заявки на конвертацию акций.

Директор по связям с общественностью “Интерроса” Лариса Зелькова не может однозначно утверждать, что компания отказывается от объединения. Но в сложившейся ситуации компания имеет право консультироваться по перспективам “Силовых машин” не только с ОМЗ, но и с другими потенциальными партнерами, добавляет она. Рынок уверен, что этим партнером является компания Siemens, уже владеющая около 5% акций “Силовых машин”. “Очевидно, что "Интеррос" пытается продать "Силовые машины", наиболее вероятным покупателем которых считается Siemens, и ищет предлога отказаться от слияния с ОМЗ”, — уверена Елена Сахнова из ОФГ.

“У нас есть несколько потенциальных инвесторов для "Силовых машин", среди которых и Siemens”, — говорит Зелькова. Источник в “Интерросе” добавляет, что его компания ведет переговоры как с Siemens, так и с другими инвесторами, но эти переговоры далеки от завершения и вряд ли могли стать причиной разрыва между партнерами.

Между тем аналитики крайне негативно оценивают перспективы ОМЗ в случае отказа от слияния. Объединенная финансовая группа даже понизила рекомендацию по акциям ОМЗ с “выше рынка” до “наравне с рынком”. По словам Сахновой, все позитивные прогнозы по акциям ОМЗ давались в связи с объединением, теперь же перспективы компании неясны. Она напоминает, что в ходе сделки ОМЗ уже успели лишиться своего крупнейшего актива — “ОМЗ — Морские и нефтегазовые проекты”, на долю которых приходилось около 40% выручки компании. Вячеслав Смольянинов из “НИКойла” согласен, что, отказавшись от объединения с “Силовыми машинами”, ОМЗ рискует потерять интерес инвесторов.

Впрочем, не все огорчены возможным разводом компаний. Александр Бранис, директор Prosperity Capital Management (миноритарий “Силовых машин”), говорит, что они изначально считали условия сделки крайне невыгодными для акционеров “Силовых машин” и не собирались участвовать в обмене. “Мы считаем, что восторжествовал здравый смысл, и можно только приветствовать это”, — резюмирует Бранис.



Ведомости