02.07.2004


Danone поделился с ВБД. Яков Иоффе станет вторым человеком в российской компании



Сергей Рыбак

Не сумев договориться с Danone о продаже компании своего бизнеса, “Вимм-Билль-Данн” начал перекупать менеджеров у своего несостоявшегося партнера. Топ-менеджером и главным стратегом ВБД стал бывший директор принадлежащей Danone кондитерской фабрики “Большевик” Яков Иоффе.


“Вимм-Билль-Данн” – крупнейший в стране холдинг по производству соков и молока. Выручка ВБД по стандартам US GAAP по итогам 2003 г. равнялась $938,5 млн. Объем продаж молочной продукции составил $662,3 млн, соков – $274,5 млн, продажи минеральной воды оценивались в $1,6 млн. Продукция компании выпускается на 25 заводах в России и других странах СНГ.

Вчера британская газета Financial Times сообщила о назначении Якова Иоффе на должность заместителя председателя правления по стратегии и развитию ВБД.

Как пояснил “Ведомостям” сам Иоффе, он займется стратегическим развитием компании, в частности будет курировать маркетинг и структуризацию брэндов, приоритеты в бюджетной политике компании и мотивации персонала.

Председатель совета директоров ВБД Давид Якобашвили называет одной из главных причин назначения Иоффе его высокие профессиональные качества. “Он очень классный специалист, сделал очень много полезного для Danone. Кроме того, приятный человек”, — говорит Якобашвили.

Иоффе хорошо известен отечественному потребительскому рынку. До назначения в ВБД он восемь лет бессменно возглавлял кондитерскую фабрику “Большевик”. Один из первых российских менеджеров, получивших степень MBA во французской бизнес-школе INSEAD, Иоффе зарекомендовал себя как человек, способный проявлять твердость в споре, причем даже с государством. Именно под его руководством “Большевик” не только отсудил у налоговой инспекции сумму неправомерно начисленных налогов, но и добился взыскания с проигравшей стороны расходов на адвокатов, дойдя до Конституционного суда и создав прецедент. Григорий Окунь, президент компании Winner Partners, оценивает компенсационный пакет специалиста такого уровня, как Иоффе, примерно в $500 000.

Теперь Иоффе придется применить свои лучшие качества в ВБД, дела которого в последнее время шли не самым лучшим образом. Несмотря на рост продаж в I квартале 2004 г., компания показала снижение прибыли и даже предупреждала о возможных убытках в последнем квартале 2003 г. (в итоге их удалось избежать). Но все эти проблемы не станут неожиданными для Иоффе. По его словам, он собирался заниматься стратегическим менеджментом в ВБД еще тогда, когда Danone вел переговоры о покупке холдинга. “Во время переговоров они [менеджеры ВБД] показывали мне кабинет, который я могу занять [если бы сделка состоялась], теперь я в нем и работаю”, — замечает Иоффе. Топ-менеджер считает одной из своих первостепенных задач структуризацию портфеля брэндов ВБД. Например, у компании могут остаться пять ключевых марок, вокруг которых будут создаваться зонтичные брэнды, объясняет он.

Мнения аналитиков об причинах “сманивания” Иоффе из Danone в ВБД разделились. Старший аналитик банка “УралСиб” Марат Ибрагимов полагает, что назначение Иоффе — косвенное подтверждение того, что переговоры о возможной продаже бизнеса ВБД Danone, остановленные в конце прошлого года, могут скоро возобновиться. “Напрашивается вывод, что это промежуточный шаг к продаже компании”, — говорит Ибрагимов. При помощи Иоффе, говорит аналитик, ВБД продолжает готовить компанию к продаже, которая может состояться в конце этого года. Но аналитик “Тройки Диалог” Виктория Гранкина предлагает не делать далекоидущих выводов. Она полагает, что в персоне Иоффе ВБД привлекли прежде всего его профессиональные качества, к тому же ВБД время от времени нанимает к себе топ-менеджеров иностранных компаний, например Джузеппе Джуфреди из Parmalat.

Сам Иоффе уклончиво рассуждает о перспективах возобновления переговоров между ВБД и его бывшим работодателем. По его словам, Danone заинтересован в развитии своего бизнеса, основной прирост которому с 1995 г. давали развивающиеся страны, такие, как Польша, страны Латинской Америки или Россия. “В приобретении российской компании с оборотом в $1 млрд есть смысл, тем более что Danone уже владеет 7% акций холдинга”, — рассуждает Иоффе.

Пресс-служба центрального офиса Danone вчера отказалась комментировать назначение Иоффе.



Ведомости