Телеканалов в Нижегородской области больше, чем в среднем по РоссииИнтервью исполнительного директора ОРТПЦ Михаила Небольсина ИА REGNUM О развитии нижегородского телевидения, экспансии мировых каналов и рынке телерекламы ИА REGNUM рассказал исполнительный директор Нижегородского областного радиотелевизионного передающего центра (ОРТПЦ) Михаил Небольсин. Михаил Юрьевич, удовлетворяет ли на сегодня количество каналов в Нижегородской области потребности зрителей? Думаю, вполне. У нас вещают ОРТ, РТР, НТВ, СТС, ТНТ, совместный госканал – НТР и ННТВ, региональные телекомпании "Волга", "Сети-НН" - это 8 метровых каналов, "МУЗ-ТВ", MTV, "Культура", 7-ТВ, "Диалог", ТВ-3, "Стрежень", "ТВЦ". Итого – 16 каналов. И на подходе 17-й – телеканал "Спорт". Это больше, чем в среднем по России. Слухи о появлении телеканала "Спорт" ходят уже давно. Когда же он начнет вещание и на каком канале? В ближайшее время будет объявлен конкурс на право вещания на дециметровом канале, думаю, что "Спорт" этот конкурс и выиграет. Он рассчитывают приступить здесь к работе до начала Олимпиады. Предварительное соглашение подписано в конце мая. По условиям договора, ОРТПЦ как держатель лицензии по связи, как монополист в сфере обслуживания передатчиков и как единственный в Нижнем держатель мачты, на которую можно устанавливать передатчики, обязуется предоставить весь комплекс услуг для канала, если тот получит лицензию на вещание. Кроме того, до конца лета планируется объявить конкурс на право вещания на 11-м метровом, куда намерен перейти СТС с "тяжелого" 3-го канала. На 3-м канале качество трансляции значительно хуже. На 11-й метровый, единственный оставшийся в городе качественный канал, захотят претендовать многие. Например, Rambler, чтобы вещать не на "Стрежне", где они только закупают время. Или, например, "Твой дамский канал" захочет перейти с ННТВ. "Дарьял ТВ" тоже, возможно, предпримет попытку самостоятельного вещания. Однако объем инвестиций СТС в эту частоту достигает сотен тысяч долларов и, если конкурс выиграет кто-то другой, он будет обязан компенсировать СТС все затраты. Предположим, что СТС вложил 200 тыс. долларов, само право участвовать в конкурсе, думаю, будет стоить около 70 тыс. долларов, плюс текущие затраты на оборудование – например, цена передатчика составит около 100 тысяч. Итого – около 400 тыс. долларов. Думаю, вряд ли кто-то решит посоревноваться с СТС на право вещать на этом канале. Бизнес-план будет провальный, окупаемость канала займет до 10 лет. После того, как в Нижегородской области наконец-то появится спортивный канал, у нас будут закрыты почти все потребности зрителя любого уровня – представлены культура, музыка, новости, путешествия и история, и вот – спорт. Возможно, не достает детского вещания, но, во-первых, частично потребность в детских программах обеспечивает СТС и местное ННТВ, а во-вторых – на сегодня вряд ли возможно существование специализированного детского канала в связи с его полной дотационностью. Уверен, что в ближайшее время до нас дойдет канал EuroNews. Об этом давно поговаривают, кроме того – у нас аудитория настроена воспринимать новости. Это полностью дотационный канал, без рекламы. Российские новости на нем тоже встречаются и это новости РТР, так как телеканал Россия в международном консорциуме имеет довольно весомую долю. Не исключено, что новости Нижнего Новгорода будут попадать в EuroNews, но это только случае очень значительного информационного повода. Чем может быть обусловлено такое количество телеканалов в регионе? Большим числом местных компаний, ведущих полноценное собственное вещание. Нижегородское телевидение, фактически, началось в 1988-1989 годах, когда на так называемом "ленинградском канале" – "третьей кнопке", начали показывать передачи местной телестудии. Горьковчанам были отданы вечера с огромным объемом вещания – пожалуй, самым большим региональным вещанием в СССР. Бешеная популярность нашего телеканала обеспечивалась и кадровым составом – это ведущие Георгий Молокин, Марина Ливанова, Елена Кузнецова, Илья Ластов, Александр Блудышев… Творческий потенциал каждого из них, возможно, и стал причиной раскола студии телевидения в 1991 году – эти самые кадры рванули делать собственные каналы. Тогда развитие региональных телестудий поддерживал губернатор Борис Немцов, который считал необходимым делать ставку на местное телевидение. В начале 90-х появляются телекомпании "Волга" и "Сети-НН", изначально ориентированные на разного зрителя и разные варианты заработка. Кроме того, если "Волга" создавалась как 100%-но местное телевидение со своей сеткой передач, то "Сети" избрали другой подход и до сегодняшнего дня являются ретранслятором REN-ТВ. "Волга" делает политический бизнес, а "Сети" с их самым высоким на сегодня рейтингом является почти полностью коммерческим телеканалом. REN-TV не влияет на их программинг, кроме того, рейтинг "Сетей" подтягивает рейтинг REN-TV. Иногда в регионах такое бывает – в Нижегородской области полтора года назад рейтинг "Вестей-Приволжье" был выше, чем у центральных "Вестей". На сегодня мне довольно трудно просчитать аудиторию "Волги", "Сети" вещают, в основном, для массового потребителя, "Вести-Приволжье" находятся где-то посередине, но больше склоняются к простому зрителю. Несомненно, новостные программы "Сетей" сильно уступают и "Волге", и "Вестям". Однако у "Сетей" традиционно самый высокий рейтинг – 11 пунктов, у "Вестей-Приволжье" в прайм-тайм – 5,5 – 6 пунктов и 3 пункта – у "Волги". К сожалению, основную популярность "Сетям" создают такие программы как "Вечер трудного дня", когда во всех подробностях рассматривают трупы и беседуют с пьяницами и дебоширами. Беда нашего местного телевидения в том, что оно не может дать потребителю какие-либо культурные и социальные основы, не может социально-правильную информацию красиво обернуть. Почему в нижегородском зрителе заинтересованы многие российские и мировые телеканалы? Здесь важную роль играет рынок телерекламы. Как бывший глава рекламного агентства "Видео Интернешнл – Нижний Новгород" могу сказать, что по емкости рынка телевизионной рекламы Нижегородская область занимает в стране 6 место после Москвы, Санкт-Петербурга, Новосибирска, Екатеринбурга, Самары и Казани. Рекламный рынок Нижнего Новгорода – 5 млн. долларов, Самары – 7 млн. долларов. При этом Нижний Новгород – третий в России по собираемости средств за рекламу. Население в Нижнем несколько беднее, чем, например, в Самаре. И если у нас для доведения уровня продаж товара до 1 млн. долларов нужно вложить в рекламу 100 тыс. долларов, то в Самаре при удвоенных вложениях – продажи не превысят 1 млн. 200 тыс. долларов. Таким образом, составляющая рекламы в себестоимости продаж у нас ниже, так как реклама дешевле. А реклама дешевле в связи с большим количеством телеканалов. Вот и выходит, что при сравнительно небольшой емкости телевизионного рекламного рынка потенциальный рекламодатель заинтересован в появлении в Нижегородской области. Рекламодатель фактически диктует каналам, куда им идти. Отсюда и появление телеканала "Спорт", и Rambler, и EuroNews. В Нижегородской области ежегодно проходят выборы разного уровня. Телевидение является постоянным средством пропаганды и агитации. Стоит ли ждать каких-либо изменений в преддверии выборов в Гордуму зимой и губернаторской кампании летом 2005 года? В период выборов в основном задействованы только местные каналы, центральные в не участвуют, а специализированные рассчитаны только на небольшую часть аудитории. Значительно, по сравнению с прошлыми годами, возрастет доход "Вестей-Приволжье", так как теперь они вещают на область. Однако наиболее серьезное влияние на потребителя оказывает так называемая "социальная реклама" – завуалированная агитация. Размещая такие ролики, как социальные, рекламодатель снижает собственные за траты и с другой стороны – увеличивает влияние на зрителя. Уверен, что в ближайшие выборы – и Гордумы, и губернатора, частота такой рекламы возрастет. Пик рекламного сезона на нижегородском телевидении ожидается в сентябре-декабре 2004 года. Во-первых, потому что рекламодатели не тратили средства до президентских выборов и после них в связи с неясной ситуацией в российском правительстве. Летом традиционно никто не начинает масштабных рекламных кампаний, а вот нынешняя осень, думаю, будет небывалым сезоном по интенсивности вложения средств в рекламу. Поэтому политическая реклама станет небывало дорогой и будет ее чрезвычайно мало. Цены, думаю, вырастут в 1,5 раза по сравнению с предыдущей думской кампанией 2000 года. Если, конечно, депутаты не внесут изменения в Устав города в части выборов мэра… Решение об избрании главы города из числа депутатов сделает надвигающуюся кампанию просто "золотой". Затем темпы роста рынка телевизионной рекламы несколько замедлятся. А вот следующим летом на выборах губернатора ценовая политика будет значительно мягче, стоимость эфира вырастет незначительно по сравнению с минувшей губернаторской кампанией, и штабы кандидатов будут "упирать на вал". Мы насмотримся на лица и программы кандидатов до тошноты… Что касается радио, то здесь постоянным и бессменным лидером является проводное областное радио. Интересная закономерность – его держат включенным именно те, кто активно идет на выборы. Уверен, что это позволит продержаться областному радио в первых строчках еще лет 5-10. А если будет доведена до конца работа по изменению формата вещания и радио будет ориентировано не только на старший, но и на средний возраст – тогда оно продержится еще дольше. Вообще на рынке радиорекламы сейчас наблюдается некоторая стагнация, так как пик радиорекламы пришелся на 2003 год. FM-станции не могут соперничать по эффективности с телеканалами. По вашим оценкам, как разделяются предпочтения нижегородских зрителей в отношении центральных и местных телеканалов? В Нижегородской области на сегодня доля РТР составляет 25%, ОРТ – 23%, остальные центральные каналы и местные каналы – 11% и ниже. Каковы основные тенденции развития местного телевидения? На мой взгляд, в ближайшем будущем произойдет объединение ННТВ и НТР. Объединение, возможно, не юридическое, но программингом, оформлением. Выстроить единую сетку не очень трудно, может быть основная загвоздка в построении новостийной политики. И если оба эти канала соединятся – то произойдет большой передел доходов по рекламе. Сейчас каждый из этих каналов, расположенные на одной кнопке, недобирает доходы, а в случае объединения рекламные возможности вырастут в 3-5 раз. Процесс, по моему мнению, займет от полугода до 3 лет, так как тенденции к сближению каналы НТР и ННТВ обнаруживают с 1998-1999 годов. |