07.07.2004


Ненужный ЮКОС. Плана спасения компании нет ни у кого



Ситуация вокруг НК ЮКОС становится все более непредсказуемой. Вчера утром котировки ее акций взлетели вверх после того, как замминистра финансов Сергей Шаталов заявил, что ЮКОС может получить отсрочку по выплате налоговых недоимок. Затем бумаги рухнули – генпрокурор Владимир Устинов сообщил, что компании могут быть предъявлены налоговые претензии за 2002 и 2003 годы. Создается впечатление, что конкретного плана, что дальше делать с компанией, которая добывает 20% российской нефти, не существует.

       Вчера утром Сергей Шаталов заявил, что ЮКОС теоретически может получить отсрочку по налогам, если подаст такую заявку в Минфин (ранее его шеф Алексей Кудрин заявлял, что действия налоговиков не входят в компетенцию финансового ведомства). По словам господина Шаталова, реструктуризация налоговых выплат, которую ранее предлагал ЮКОС (Ъ рассказывал о ней 24 июня), "это немного другой инструмент и сейчас налоговое законодательство институт реструктуризации не предусматривает". "Я, конечно, не исключаю того, что решение (о реструктуризации.–Ъ) может быть принято, потому что этот случай абсолютно неординарный,– заявил замминистра.– Теоретически такая возможность может быть реализована, но для этого правительство должно принять специальное постановление".

       Несмотря на неконкретный характер заявлений господина Шаталова, фондовый рынок отреагировал на них резким ростом котировок ЮКОСа, который, впрочем, сменился падением во второй половине дня. Курс акций компании "уронил" генпрокурор Владимир Устинов, заявивший в интервью радиостанции "Эхо Москвы", что ЮКОСу могут быть предъявлены налоговые претензии за 2002 и 2003 годы. "Это как снежный ком,– сказал генпрокурор.– Масштабы хищений, злоупотреблений, недоплаты налогов настолько огромны, что поместиться в одном деле они не могли, поэтому по другим ветвям этого же дела были выделены в отдельное производство уголовные дела". Господин Устинов также высказал мнение, что "долги ЮКОСа в состоянии погасить акционеры компании". Хотя дальше он несколько спутал понятия, смешав в одну кучу владельцев компании и сам ЮКОС, заявив: "ЮКОС свободно может позволить себе заплатить эти налоги, все показатели говорят, что компания имела огромные прибыли".

       Не внес определенности и финансовый директор ЮКОСа Брюс Мизамор, который вчера вечером провел интернет-конференцию с аналитиками инвесткомпаний. В ходе конференции он отметил, что никаких переговоров с правительством ЮКОС не ведет. Он заявил, что считает налоговые требования к ЮКОСу "политически мотивированными", и отказался прогнозировать размеры возможных претензий за 2002 и 2003 годы, отметив, что компания не согласна и с требованиями за 2000 и 2001 годы. Единственный прогноз, который был сделан финдиректором ЮКОСа, не отличался новизной: компания в самое ближайшее время может быть обанкрочена. Однако и в этом прогнозе господин Мизамор не уверен. "Сегодня это так, а уже завтра все может поменяться",– несколько раз оговаривался финдиректор ЮКОСа, отвечая на вопросы инвесторов. Вместе с тем он заверил, что ЮКОС в состоянии исполнять свои экспортные обязательства до конца июля, пока не закончится предоплата по прокачке нефти по системе "Транснефти" и таможенным пошлинам. В настоящее время наличность на всех счетах ЮКОСа исчисляется $1,3-1,4 млрд, из которых большая часть заморожена.

       Называть виновных в сложившейся ситуации господин Мизамор не стал. Однако вчера британская The Financial Times процитировала его заявление: "Во всей стране есть единственный человек, который несет за это ответственность,– господин Путин. Он положил начало этой проблеме, и только он может разрешить ее". По Брюсу Мизамору, компания вела конфиденциальные переговоры с высокопоставленными представителями российского правительства, однако к началу прошлой недели они были внезапно прекращены.

       Нефтедобыча ЮКОСа (1,7 млн баррелей в сутки) составляет 20% от общероссийской, примерно такую же часть компания занимает в структуре российского нефтяного экспорта. Ситуация, когда всей добываемой нефти ЮКОСа откажут в транспортировке, выглядит нереальной. Добыча – непрерывное производство, которое не может быть остановлено, поскольку грозит невосполнимыми потерями месторождениям. Неопределенность с дальнейшими поставками нефти ЮКОСа на мировые рынки уже заставляет нервничать трейдеров и приводит к росту мировых цен на нефть.

       Впрочем, мировое сообщество пока не намерено вмешиваться во внутрироссийское разбирательство. Вчера немецкая Handelsblatt сообщила, что Deutsche Bank и Commerzbank (они входят в консорциум банков, которые 2 июля объявили дефолт ЮКОСу) хотят обратиться с просьбой к канцлеру Герхарду Шредеру, чтобы тот защитил их интересы на встрече с президентом Путиным, которая пройдет в Москве 8 июля. Однако вчера информагентства со ссылкой на представителя немецкого правительства объявили, что на встрече не будут обсуждаться вопросы, связанные с ЮКОСом. По данным Ъ, на ней будут обсуждаться более приятные для глав государств вопросы. Например, контракт между "Интерросом" и Siemens об участии немецкой компании в капитале "Силовых машин".



       ПЕТР Ъ-САПОЖНИКОВ, ДЕНИС Ъ-СКОРОБОГАТЬКО, АЛЕНА Ъ-МИКЛАШЕВСКАЯ


КоммерсантЪ