12.07.2004

E.ON хочет поменять акции "Газпрома" на доли в проектах монополии



Екатерина Дербилова
Ирина Резник
Кирилл Корюкин

E.ON готов расстаться с 6,4% акций “Газпрома” ради доли в совместных проектах. Российским чиновникам эта идея понравилась — она облегчает получение прямого контроля над монополией. Но “Газпром” за свои активы хочет не акции, а доступ к газораспределительным сетям Европы.


“Газпром” – российская газовая монополия, в 2003 г. добыла 540,2 млрд куб. м газа, экспортировала 132,9 млрд куб. м. Выручка “Газпрома” за 2003 г. по РСБУ – 780,6 млрд руб., чистая прибыль – 142,6 млрд руб. Государству принадлежит 38,37% акций “Газпрома”, еще 0,9% – госкомпании “Росгазификация”. На конец 2003 г. на балансе “дочек” монополии находилось 12,9% акций, еще 3,28% – у дочерних банков. Ruhrgas контролирует 6,4% акций “Газпрома”. E.ON – один из крупнейших энергетических концернов в Европе. В 2003 г. его выручка составила $58 млрд, чистая прибыль – $5,8 млрд. В 2003 г. он завершил поглощение Ruhrgas и PowerGen.

Германский газовый концерн Ruhrgas несколько лет постепенно увеличивал свой пакет в “Газпроме”. На российском рынке он скупал акции монополии через свое СП с “Газэкспортом” — “Геросгаз”, которому сейчас принадлежит 2,93%. Всего Ruhrgas удалось консолидировать 6,4% “Газпрома”, но руководство компании не раз заявляло о желании довести свою долю до 8-10%.

Теперь же, после того как Ruhrgas был поглощен концерном E. ON, компания готова расстаться с акциями “Газпрома” в обмен на долю в российских проектах. Об этом в пятницу на телеконференции заявил предправления E. ON Вульф Бернотат. “Мы рассматриваем возможность использовать для покупки [активов] часть имеющихся у нас акций "Газпрома", — заявил Бернотат. — Таким образом, мы снизим риски в России”. Он не раскрыл подробностей предложения, отметив, что в конце прошлой недели компании подписали меморандум о сотрудничестве. Среди интересующих E. ON проектов Бернотат перечислил строительство Северо-Европейского газопровода и разработку Южно-Русского месторождения в ЯНАО с запасами в 600 млрд куб. м газа, которое станет ресурсной базой газопровода. Также он упомянул о совместных планах компаний в электроэнергетике и газораспределительном бизнесе.

Пресс-секретарь предправления “Газпрома” Сергей Куприянов подтвердил, что компании обсуждали вариант внесения E. ON акций “Газпрома” за участие в совместных проектах. “Не исключено, что эта схема будет осуществляться, но это не основной вариант, — подчеркивает он. — Речь шла об обмене и другими активами, и "Газпром" прежде всего заинтересован в расширении своего присутствия на сбытовом рынке Европы”.

Представители Ruhrgas u E.ON отказались комментировать договоренности. Источник в Ruhrgas сказал лишь, что “плата акциями — один из возможных вариантов и пока нет ясности, какая часть пакета может использоваться за участие в газопроводе или в месторождениях”.

Однако заявление E. ON обрадовало российских чиновников. Они усмотрели в этом возможность получения прямого контроля над монополией и ускорения либерализации рынка ее акций. “Если к акциям, которые находятся на балансе "дочек" "Газпрома", добавить еще 6,4%, получится больше 21%, а именно столько надо погасить, чтобы у государства получился контрольный пакет, — говорит чиновник одного из профильных министерств. — Так что такой вариант теперь можно рассматривать”.

Но эксперты отмечают, что самому “Газпрому” важнее получить доступ к газораспределительным сетям в Европе. “Ruhrgas в свое время покупал акции "Газпрома", чтобы через них обеспечить себя газом на будущее. Сейчас они сделают то же самое, если войдут в проекты по добыче, — говорит Глазер из Vostok Nafta. — И для немцев такой обмен выгоден”. А вот в выгоде для самого “Газпрома” он сомневается: “Не получится ли так, что "Газпрому" придется самостоятельно финансировать проекты?” По оценке Глазера, за свой пакет в “Газпроме” E. ON может получить порядка 250-500 млрд куб. м запасов газа, т. е. половину Южно-Русского месторождения. “За это "Газпрому" выгоднее просить часть европейских сетей”, — считает аналитик. Об этом говорит и Сергей Суверов из банка “Зенит”. “Но если "Газпром" захочет получить и весь пакет Ruhrgas, который стоит порядка $3 млрд, и значительную долю сетей, то половины Южно-Русского месторождения будет недостаточно”, — рассуждает он. А аналитик “Атона” Дмитрий Лукашов полагает, что предложенная E. ON схема выгодна для всех сторон: “Газпром” стремится увеличить число своих акций на “дочках”, для государства есть выгода в приближении к прямому контролю“.



Ведомости