Sotheby’s и Третьяковка не узнали ШишкинаВ аукционном доме Sotheby`s скандал. По сообщению британской газеты The Guardian, картина Ивана Шишкина "Пейзаж с ручьем", которую Sotheby`s едва успел в последний момент снять с майских русских торгов, написана совершенно другим художником. Экспертиза картины была сделана в Москве в Третьяковской галерее.После того как с картины голландского живописца Маринуса Куккука (слева) исчезли фигурки людей и появилась новая подпись, она превратилась в "Пейзаж с ручьем" Ивана Шишкина (справа). При этом цена выросла с $65 тыс. до $1 млн "Пейзаж с ручьем" был одним из двух топ-лотов русских торгов, которые аукционный дом Sotheby`s проводил в Лондоне 26 мая. Полотно было атрибутировано как ранняя, 1863 года, ученическая работа Ивана Шишкина; в это время будущий "певец русского леса" стажировался в Европе и находился под влиянием так называемой дюссельдорфской школы в пейзаже. Чем и объяснялись нешишкинские дробность, излишняя театральность, наличие нехарактерных фигурок человека и коров на заднем плане. Тем не менее оценена картина была в £550-700 тыс. ($1-1,28 млн), с чем и помещена сначала в каталог, а потом на предаукционную выставку, где ее собственными глазами видела корреспондент Ъ. На выставке полотно находилось до последнего дня, и только в процессе торгов без объяснения причин было объявлено: "Лот 47 снят" (см. Ъ от 27 мая). Естественно, это вызвало шум в зале: все-таки очередной претендент в списке русских художников-"миллионщиков". По версии, которая распространилась в зале, "Пейзаж с ручьем" сняли из-за того, что торговаться за него никто не хотел. И вот теперь британская газета The Guardian подтвердила, что картина является подретушированной работой голландского живописца Маринуса Адриана Куккука (1807-1868) и стоит менее 1% суммы, в которую был оценен "Шишкин". Эксперты шведского аукционного дома Bukowskis узнали в "Шишкине" картину Маринуса Куккука, проданную ими в мае 2003 года. Тогда, вспоминает представительница Bukowskis Анна-Карин Пусик, их очень удивило, что анонимный клиент купил голландца по цене, в семь раз превышающей цену, которую просил шведский владелец картины: $65 тыс. вместо $9 тыс. По всей видимости, затем картина отправилась в Россию, где Куккук был "исправлен и дополнен": специалист-реставратор удалил с исходной картины ягненка у ручья и людей (трех на лесной тропе и одну у моста) и добавил подпись Шишкина. Спустя год "Пейзаж с ручьем" на торги Sotheby`s выставил некий лондонский коллекционер. К этому времени подлинность картины была уже засвидетельствована Третьяковской галереей, и владелец картины предъявил Sotheby`s соответствующий сертификат. По заявлению директора русской секции Sotheby`s Джоанны Викери, повторная экспертиза (исследование подписи художника в ультрафиолетовых лучах), проведенная Sotheby`s, также подтвердила подлинность. Правда, согласно официальному заявлению госпожи Викери, сомнения в подлинности все же возникли: находясь в Москве, она показала репродукцию картины специалистам из Научно-реставрационного центра имени Грабаря, и те сразу же усомнились в "Шишкине". Директор центра имени Грабаря Алексей Владимиров сказал Ъ: "Мы высказали представителям Sotheby`s свое мнение. Мы были твердо уверены, что это западноевропейская живопись, скорее всего немецкая, которая более напоминает учителей Шишкина, чем его самого". Почему накануне торгов "Пейзаж с ручьем" преспокойно висел на предаукционной выставке с этикеткой "Иван Шишкин", загадка. По сведениям Ъ, директора Sotheby`s решились снять картину только тогда, когда им позвонил человек, своими глазами видевший год назад, как полотно уходило на Bukowskis, а сделал он это ровно за полчаса до начала торгов. Вся эта история бросает серьезную тень на репутацию Sotheby`s. Хотя, с другой стороны, фальшаки кругом, они попадаются и в российских антикварных галереях, и в западных, а экспертизы продаются и покупаются безо всякого стыда. Впрочем, выследить именно этого псевдо-Шишкина экспертам было бы непросто, ведь холст-то действительно 1863 года и времени соответствуют и краски, и лак, и кракелюры, и живописная традиция. Эксперт Третьяковской галереи Галина Чурак, давшая экспертное заключение об авторстве Шишкина, сказала корреспонденту Ъ: "Мы занимались изучением этого полотна совместно с Лидией Гладковой. В Москву привезли подлинного Шишкина. То, что мы видели, дает нам основания это утверждать. На каком этапе возникли сомнения и какую картину привезли в Лондон, я не знаю. Хотя представленная в каталоге картина похожа на ту, что мы оценивали. Вообще-то такие случаи не редкость. Часто после реставрации полотна перед его продажей возникают подобные подозрения. Впрочем, картина Шишкина была в хорошем состоянии". Если бы не публичная продажа полотна Маринуса Куккука на Bukowskis, так и остался бы "Пейзаж с ручьем" ранним Шишкиным и продался бы в конце концов не за миллион, так подешевле. На том же Sotheby`s в середине 1990-х разразился громкий скандал вокруг поддельного русского авангарда и иконописи; тогда это стоило карьеры легендарным директорам Sotheby`s Джону Стюарту и Ивану Самарину. Прошло менее десяти лет, и "русский" Sotheby`s снова начал приносить огромный доход: под руководством Джоанны Викери оборот русского отдела ежегодно растет чуть ли не вдвое, и 2004 год с двумя торгами (апрельскими в Нью-Йорке и майскими в Лондоне) уже принес почти $20 млн. История с поддельным Шишкиным, вероятно, подпортит репутацию дома, но едва ли фатально. Как бы то ни было любопытно, что именно в расчете на русских покупателей западноевропейскую живопись стали переписывать под русских классиков. Впереди осенний лондонский аукцион. ТАТЬЯНА Ъ-МАРКИНА, НАТАЛЬЯ Ъ-СКОРЛЫГИНА, МАЙЯ Ъ-СТРАВИНСКАЯ КоммерсантЪ |