15.07.2004

Российские вкладчики ищут яйца в Швейцарии. Местную прокуратуру просят собрать компромат на Виктора Вексельберга



В распоряжении Ъ оказалось письмо федеральному прокурору Швейцарии Валентину Рошахеру вкладчиков Первого городского банка (ПГБ), которые с помощью прокурора надеются вернуть зависшие в этом банке $40 млн. После неудачной попытки наложить арест на принадлежащую Виктору Вексельбергу коллекцию ювелирных яиц работы Фаберже они решили привлечь швейцарскую прокуратуру к поиску доказательств причастности этого предпринимателя к выводу активов из ПГБ.

       Как стало известно Ъ, вчера вкладчики и кредиторы ПГБ послали в швейцарскую прокуратуру письмо с просьбой помочь им найти свои деньги. Как следует из этого письма, оказавшегося в распоряжении Ъ, вкладчики просят швейцарские власти проверить ряд фактов, выявленных следователями ФСБ в рамках уголовного дела #239. Это дело было возбуждено УФСБ по Москве и области по ст. 196 УК (преднамеренное банкротство) прошлой весной, когда клиенты ПГБ осознали, что вернуть зависшие в банке $40 млн они не могут.

       Проблемы у клиентов ПГБ начались летом 2002 года, когда банк неожиданно перестал проводить платежи. Однако уголовные дела по факту хищения клиентских средств были возбуждены только год назад. Как утверждает член комитета кредиторов и вкладчик Армен Рштуни, в ходе следствия выяснилось, что часть средств из ПГБ осела на счетах компании SL Capital Services, стопроцентно дочерней структуры банка "Альба-Альянс". Одним из акционеров этого банка является Виктор Вексельберг, и первый удар обманутых вкладчиков ПГБ был обращен именно на него. В конце мая они подали иск в Замоскворецкий суд Москвы, потребовав в качестве обеспечительной меры наложить арест на коллекцию ювелирных изделий Фаберже, принадлежащую Виктору Вексельбергу.(см. Ъ от 26 и 27 мая). Но иск не был принят.

       С тех пор, судя по письму вкладчиков ПГБ в швейцарскую прокуратуру, расследование дела #239 сильно продвинулось. "По материалам следствия установлено, что в период июля–сентября 2002 г. значительные активы ОАО КБ 'Первый городской банк' были переведены в КБ 'Альба-Альянс'. В указанный период КБ 'Альба-Альянс' через офшорные банки White Knight Merchant Bank (Науру) и Forex Capital Bank (Черногория), а также компании-нерезиденты 'Джаффрей Инвестментс Лимитед', Ballard Industries Ltd, 'Субихон Энтерпрайзис Лимитед', SL Capital Services Ltd... провел сомнительные переводы с элементами легализации средств на сумму более $70 млн",– пишут вкладчики швейцарскому прокурору.

       По их данным, часть этих средств была затем переведена на счета ряда компаний в швейцарских банках Credit Suisse и UBS, а также в швейцарских подразделениях французских банков Credit Lyonnais и Credit Agricole Indosuez. Именно в этих банках, по данным авторов письма, имеют счета подконтрольные Виктору Вексельбергу компании – Peregrin Ltd, Sabislend Ltd, Market Financial Corporation Securities, Pikeston Investments Ltd и Sibux Finance SA. "Так как совладельцем КБ 'Альба-Альянс' и, соответственно, вышеуказанных компаний-нерезидентов, является г-н Вексельберг Виктор Феликсович, у нас есть основания предполагать, что незаконной легализацией средств руководил именно он",– утверждают они.

       Впрочем, доказать причастность Виктора Вексельберга к легализации незаконных доходов для вкладчиков ПГБ не главное. Они намерены найти в Швейцарии весомые аргументы в пользу того, что яйца Фаберже были куплены в США этим предпринимателем на украденные у них деньги. "У нас есть данные, что покупка коллекции Фаберже оплачивалась со швейцарских счетов подконтрольных Вексельбергу компаний. В Швейцарию же выводились и активы из ПГБ. И мы предполагаем, что эти процессы взаимосвязаны. Поэтому-то мы и обратились в прокуратуру Швейцарии – чтобы найти недостающее звено, которого не хватает нам и Замоскворецкому суду. Суд попросил нас обосновать законность наших претензий на коллекцию. Если с помощью швейцарцев (а у них, как мы знаем, есть ряд вопросов к Вексельбергу) мы получим необходимые доказательства, мы сможем наложить арест на коллекцию яиц Фаберже",– утверждает Армен Рштуни.

       В окружении Виктора Вексельберга и банке "Альба-Альянс" новый демарш вкладчиков ПГБ называют "финансовым шантажом". Здесь утверждают, что уголовное дело, на которое ссылаются вкладчики в письме швейцарскому прокурору, приостановлено 10 июля. А значит, для расследования швейцарцами их заявления "нет оснований". "Эта история не имеет никакого отношения к Вексельбергу и выглядит как циничная попытка втянуть его в скандал. Это просто наглый и беззастенчивый финансовый шантаж, который переходит все мыслимые границы. Мне никогда не приходилось сталкиваться с ситуацией, когда люди, осуществившие вексельную схему, которая позволила им вывести средства из находящегося в стадии банкротства банка, превращаются в обманутых вкладчиков",– заявил вчера Ъ Андрей Шторх, представитель фонда "Связь времен", который занимается экспонированием ювелирной коллекции Фаберже.

       В том же духе высказался вчера и руководитель пресс-службы "Альба-Альянса" Александр Сергеев: "У них (вкладчиков ПГБ.–Ъ) есть полное право обращаться в любые инстанции, в том числе иностранные. Мы совершенно спокойны. Правда, мы считаем, что все это попахивает финансовым шантажом. По нашей информации, структуры Дмитрия Барановского, одного из так называемых обманутых вкладчиков, взяли в ПГБ кредит на сумму 230 млн рублей и до сих пор его не вернули. Нам непонятно, как люди, приложившие руку к банкротству ПГБ, пытаются на этом еще и заработать".

       Представитель швейцарской федеральной прокуратуры Андреа Садеки заявила вчера Ъ, что не может заранее дать ответ, может ли быть принята жалоба кредиторов и акционеров ПГБ. "Федеральная прокуратура не ведет следствия против банков, а только против конкретных лиц,– заявила она.– В каждом отдельном случае внимательно изучается, есть ли основания для открытия следствия, является ли инкриминируемое деяние наказуемым в соответствии со швейцарским правом, имеет ли место ущерб швейцарскому государству или его гражданам и т. д. Есть масса аспектов, которые мы принимаем во внимание в каждом отдельном случае. Поэтому я даже не могу ответить в принципе, может ли быть принята такая жалоба".

       Госпожа Садеки отказалась сообщить, получала ли федеральная прокуратура запросы о международной правовой помощи от ФСБ или Генпрокуратуры в связи с расследованием дела ПГБ. "В соответствии с существующей практикой о таких запросах имеет право сообщать только запрашивающая сторона",– сказала она. Однако следует отметить, что, не поняв сначала длинное русское название "Первый городской банк", госпожа Садеки быстро сориентировалась, услышав аббревиатуру ПГБ, которая явно была ей знакома.

       Ъ будет следить за развитием событий.

ЕЛЕНА Ъ-КИСЕЛЕВА; ИГОРЬ Ъ-СЕДЫХ, Женева


КоммерсантЪ