Имидж России за рубежом: как отпиарить родинуМногие страны агрессивно занимаются собственной раскруткой. Две самые распространенные цели - привлечение туристов и инвестиций. В России разговоры (на самом высоком уровне) о том, как создавать позитивный образ страны за рубежом, ведутся давно. Но национальной программы по улучшению образа страны пока нет. В понедельник президент Владимир Путин поставил задачу перед российскими послами, созванными со всего мира в МИД, - противостоять кампании по дискредитации России. Кто эту кампанию ведет - не уточнялось. Однако задание получено. Как выполнять? "Надо наступать единым фронтом" - Система росзарубежцентров, до сих пор играющих роль культурных центров за рубежом, исчерпала себя, - делится с "Известиями" президент Центра коммуникативных технологий "PRопаганда" Наталья Мандрова. - Поэтому сейчас перед государством стоит цель: понять, каким образом ему действовать и на какие силы опираться, для того чтобы системно представлять свои интересы за границей. - Имидж страны формируется из трех составляющих, - продолжает Мандрова. - Это деятельность власти, бизнеса и общества. Чтобы достичь максимальных результатов, надо наступать единым фронтом. В последнее время государство старается найти подход к неправительственным организациям (НПО). Президент Путин в своем послании к Федеральному собранию подчеркнул необходимость стимулировать развитие гражданского общества. И тем или иным образом подключать некоммерческие организации к созданию позитивного имиджа как внутри страны, так и за рубежом. МИД оперативно отреагировал на призыв президента. В конце июня министр иностранных дел Сергей Лавров пригласил представителей 48 "ведущих российских" НПО в особняк министерства на Спиридоновке. И предложил им поделиться своими соображениями по поводу перспектив сотрудничества "на таких важных направлениях нашей внешней политики, как обеспечение российских интересов в экономической, социальной, гуманитарной сферах, защита прав соотечественников за рубежом, продвижение достижений российской культуры, русского языка и в целом содействие объективному восприятию образа России за рубежом". С ходу эта встреча не привела к конкретным результатам: сошлись на том, что "надо регулярно проводить подобные встречи". "Лавров быстрее всех откликнулся на призыв Владимира Путина развивать гражданское общество, собрал НПО и озадачил нас. Будем думать", - говорит "Известиям" сопредседатель "Союза женщин России" Галина Галкина. Глобальные вызовы и сервис в аэропорту - Позитивный имидж страны формируется не из слов, - говорит Наталья Мандрова, - надо подкреплять слова делами. Надо научиться отвечать на глобальные вызовы. Среди таких вызовов - СПИД, ДЦП, туберкулез. В России найти деньги на подобные проекты практически невозможно. Тогда что можно записать стране в актив? - Есть три основных критерия, которым должна соответствовать страна, чтобы современные западные соседи стали ее уважать, - говорит генеральный директор Совета по национальной стратегии Валерий Хомяков. И называет их: свобода слова, стабильная экономическая ситуация и возможность инакомыслия. Помимо трех основных есть множество на первый взгляд мелких, но не менее важных факторов: "Это то, как выглядят наши города, сервис в аэропорту "Шереметьево", вернее, его полное отсутствие, поведение водителей на дорогах и людей в метро. Какое это впечатление производит на иностранца?" - задается риторическим вопросом Валерий Хомяков. На этом фоне, считает эксперт, дело может и не дойти до обсуждения таких важных тем, как неудачная кадровая политика в стране, отсутствие реально самостоятельных партий и многих других "пунктиков", которые ну никак не вписываются в евростандарт. 20 лет на улучшение имиджа По оценкам некоторых экспертов, глобальная кампания по улучшению имиджа страны займет от 3 до 20 лет и потребует от $1 до 1,5 миллиардов в год. Впрочем, по словам политического социолога и председателя совета директоров ЦПК "Никколо М" Игоря Минтусова, такие расчеты делать сложно. "Эти цифры могут колебаться в десятки раз. Сколько будет выделено денег, столько и можно эффективно потратить. В США, например, ежегодно выделяются из бюджета разные суммы на улучшение имиджа страны и отслеживается, куда и как они были потрачены и какие дивиденды получила страна", - говорит Минтусов. Стереотипы восприятия России западным человеком: плюсы... - самые красивые женщины - страна, где можно испытать настоящий экстрим во всем - от путешествий до бизнеса - русская душевность, на которой, кстати, можно заработать деньги - возможность обойти закон ...и минусы - пьянство - необязательность, неумение ценить свое и чужое время - низкий уровень безопасности (убьют за 100 рублей) - низкий уровень сервиса - в туалетах плохо пахнет - возможность обойти закон - тотальное неуважение прав человека - несвободная пресса - хамство - дело "ЮКОСа" Известия |