15.07.2004

Неотзывчивые потребители



Дэниел Нэсо

Американские компании все чаще отзывают партии некачественных товаров, но далеко не все покупатели возвращают потенциально опасные покупки — многие из них попросту не знают, что купили брак.


По данным Consumer Reports, издания некоммерческой потребительской организации Consumers Union, в 2002 г. в США было отозвано 19 млн автомобилей. В прошлом году рост числа отзывов продуктов составил 24% по сравнению с 1999 г. Число отзывов в прошлом году превысило 5000.

Реже всего не возвращают бытовую технику или детские игрушки. По данным исследования американского агентства Consumer Reports, больше половины неисправных игрушек и товаров для дома и три четверти автомобильных кресел для детей потребители предпочитают не возвращать продавцу. Но проблема касается и более дорогих и опасных изделий. При том что автомобилестроители ежегодно отзывают миллионы автомобилей, в которых обнаружены неисправности, примерно треть машин остаются у владельцев.

Производители обязаны сами находить и извещать покупателей, если в изделии обнаружен дефект, но так происходит не всегда. Каждый случай обычно рассматривается отдельно. Найти владельцев неисправных автомобилей относительно легко, поэтому число отзывов в этом секторе выше, чем в других. Но производителям других товаров сложнее разыскать своих покупателей. Эти вещи часто передаются кому-либо еще, а упаковку и чеки, как правило, выбрасываются. Таким образом, потребители во многих случаях не знают, что пользуются бракованным изделием. Большинство купленных в США товаров можно зарегистрировать в магазине, и в этом случае покупателя можно найти, но у многих нет времени на процедуру регистрации.

По американскому законодательству о защите потребителей производители и продавцы товаров обязаны уведомлять власти в случае обнаружения брака. Тем не менее за последние пять лет по крайней мере 10 компаний не последовали этому правилу и были оштрафованы на $6,9 млн.

Эксперты Consumer Reports решили выяснить, насколько добросовестно поставщики исполняют закон. На основе информации об отзывах продукции, которую производители разместили на своих интернет-сайтах, был составлен рэнкинг, в который вошли 15 компаний. Некоторых, например производителя игрушек Fisher-Price, подразделение корпорации Mattel, Consumer Reports похвалил — компания размещает уведомления об отзывах продуктов на своей страничке в Интернете. Других, в том числе магазин Sports Authority, исследователи пожурили за то, что на его сайте вообще нет информации об отзывах товаров.

“Покупатели рассчитывают на то, что производители будут настолько же ревностно подходить к программам по отзыву некачественных товаров, как к продвижению своей продукции на рынке, — говорит старший вице-президент Consumers Union Дэвид Питтл, — от этого зависит безопасность потребителей”. (WSJ, Кирилл Корюкин)



Ведомости