Молодежь восхищается олигархами. Они популярнее ПутинаАнфиса Воронина Молодежь относится к предпринимательскому сословию гораздо лучше, чем остальные россияне. Как выяснили социологи ВЦИОМ, 42% граждан комсомольского возраста считают своими кумирами успешных предпринимателей и олигархов. В рейтинге популярности деловые люди уступили только поп- и рок-идолам, далеко обогнав Владимира Путина.
Социологи спрашивали россиян, кто, по их мнению, является кумирами современной российской молодежи. Лидерами с большим отрывом стали поп- и рок-звезды, представители золотой молодежи: им готово поклоняться 52% среди 18-24-летних. На третьем месте оказались спортсмены (37%), на четвертом герои телесериалов (28%), а на пятом В. Путин (14%). Последнее место (с рейтингом 1%) досталось революционерам вроде Павки Корчагина и Эрнесто Че Гевары. А вот второе место неожиданно заняли успешные бизнесмены и олигархи, которые являются кумирами 42% молодых россиян. Успех, причем желательно быстрый, стал главной ценностью, объясняет директор по исследованиям ВЦИОМ Владимир Петухов. Кто, с точки зрения общества, вписывается в эту модель? Молодые бизнесмены и деятели поп-культуры. Но, объясняет Петухов, это вовсе не значит, что вся молодежь бросится делать деньги. Директор группы социологических компаний КОМКОН Елена Конева считает результаты ВЦИОМ совершенно очевидными: героев делают масс-медиа, а истории поп- и рок-звезд занимают больше всего места в массовом информационном поле. Старая система кумиров разрушена, а новой не создано, констатирует она. А популярность бизнесменов она объясняет тем, что стремление к богатству один из основных мотивов для нового поколения. Молодые вносят успешных бизнесменов в список своих кумиров на фоне нелюбви общества к крупному бизнесу, которую регулярно фиксируют социологи. Например, РОМИР Мониторинг выяснил в июле прошлого года, что отрицательное отношение к крупному бизнесу характерно для 77% россиян. Правда, и тогда молодежь была настроена к крупным предпринимателям куда благожелательнее, чем старшее поколение, среди 18-24-летних оказалось всего 66% недоброжелателей крупного бизнеса. Свежие данные ВЦИОМ очень оптимистичны для России молодежь начинает ориентироваться на состоявшихся людей, констатирует завкафедрой психологии личности МГУ Александр Асмолов. По его мнению, восторженное отношение к крупным предпринимателям означает, что молодые готовы сами нести ответственность за свой жизненный путь. Появление крупных бизнесменов в списке молодежных кумиров говорит о том, что в глубине души граждане и не только молодые относятся к предпринимателям лучше, чем показывают опросы, говорит социолог, пожелавший остаться неназванным. Это притягательный образ, и многим респондентам хотелось бы жить так, как живут успешные бизнесмены, объясняет он. Но поскольку многие считают, что для них это недостижимо, им проще не любить успешных. О подсознательном уважении к предпринимательству говорит и тот факт, что в конце прошлого года 68% россиян сообщили социологам РОМИР Мониторинга, что хотели бы видеть своих детей бизнесменами. Исполнительный директор РСПП Игорь Юргенс думает, что интерес молодежи к предпринимателям связан с их успешностью. Как и в рок-звездах, в бизнесменах молодежь ценит качества победителей. Правда, в отличие от первых, олигархи для молодежи немного скучнее, говорит он. А продюсер Александр Толмацкий, успешно раскрутивший своего сына рэпера ДеЦла, уверен, что все дело в пиаре и второе место бизнеса не предел: если бы бизнесмены целенаправленно занялись продвижением своих персон среди молодежи, они с легкостью обошли бы поп- и рок-исполнителей. Позитивное отношение молодежи к бизнесу не сулит политических дивидендов правым партиям, полагает замдиректора Центра политических технологий Алексей Макаркин. По его мнению, молодежь готова подражать бизнесменам лишь в вопросах карьеры и зарабатывания денег. [Основатель "Медиа-Моста" Владимир] Гусинский рассчитывал, что на митинги в защиту НТВ выйдет молодежь, а пришла в основном интеллигенция среднего возраста, напоминает он. Ведомости |
|||