Пиво с припевом. "Крылья" в ЛужникахВ Лужниках прошел V рок-фестиваль "Крылья". Об удачах и парадоксах мероприятия рассказывает БОРИС Ъ-БАРАБАНОВ. Несмотря на то что в этом году подстилкой для "Крыльев" была не тушинская травка, а лужниковский асфальт, народ действовал в соответствии с привычным сценарием: планомерно надувался пивом и время от времени от избытка чувств валился вздремнуть прямо на плоскость, больше известную как рынок "Лужники". Только самые стойкие смогли посмотреть все 29 групп, которые условно разделились на три блока расслабленное субботнее утро с регги, ска и прочей нестрашной музыкой, кульминация дня с "Арией" и "Королем и шутом" и вечер с классиками традиционного русского рока "Алисой" и Гариком Сукачевым. Закрывал фестиваль "Сплин". Нервные баллады Саши Васильева сделали свое дело: взвинченные "арийцы" и "алисоманы" вместе с несовершеннолетними поклонницами "Зверей" стройными рядами потянулись к метро, и давки, похоже, удалось избежать. В целом милиция отчиталась о "Крыльях" как о "фестивале без происшествий", корреспонденту Ъ никаких из ряда вон выходящих проявлений милицейско-панковского беспредела на глаза не попалось. В официальных данных фигурирует цифра 20 тыс. зрителей, представители организаторов говорили и о 30 тыс., и о 50 тыс. Главное же, конечно, не в цифрах, а в том, что фестивалю "Крылья" удалось вернуться в строй после прошлогоднего теракта в Тушино и сделал он это с блеском. Если не брать в расчет малоэстетичное зрелище подростков, спящих в лужах посреди пластиковых пивных бокалов, то у "Крыльев-2004" обнаруживаются как минимум два серьезных достижения. Во-первых, было организовано две сцены, что позволило практически избавить публику от лицезрения настройки инструментов. Пока на большой сцене играл, скажем, "Король и шут", на малой настраивались "Кирпичи", и когда "КиШи" финишировали, их питерским землякам оставалось только ударить по струнам. Наличие второй сцены так же позволило существенно сдвинуть фестиваль в сторону альтернативы и прочих неформатных течений. Сэкономленное на саундчеках время поступило в основном в распоряжение тяжелых команд, и наряду с фрагментами ортодоксально-металлической "оперы" "Эльфийская рукопись" на малой сцене, например, засветились самые яркие альтернативщики Петербурга Animal Jazz. Публика у малой сцены, кажется, собралась более чуткая и понимающая, чем у сцены с "гигантами", и молодые артисты получили именно ту дозу внимания и одобрения, которой они были достойны. Другой неожиданный поворот фестиваля SMS-чат, благодаря которому сообщения, отправленные с мобильных телефонов, отображались на больших экранах у сцен. Я до сих пор не могу решить для себя, ошибкой или удачей устроителей был тот факт, что послания демонстрировались внизу экранов в одном кадре с трансляцией выступлений и практически не редактировались. С одной стороны, на месте Константина Кинчева я бы серьезно обиделся, узнав, что его крупный план во время исполнения очередной песни про Русь и православие сопровождался субтитрами типа "Ленка, тебе опять на меня насрать!" или "Ждем 'Зверей', менты козлы!". С другой свобода слова в SMS-пространстве дала очень четкий и правильный срез интересов присутствующих: их интересовало прежде всего, как бы с кем-нибудь тут познакомиться да потом не потеряться, на втором месте шли депеши с футбольных полей с непременными приписками про "мясо" и "коней", на третьем слоганы относительно главных персонажей фестиваля, преимущественно "КиШи форева" и что-нибудь про "Зверей". Нецензурированная трансляция эсэмэсок была своего рода отрезвляющим душем для тех, кто полагает, что рок-фанатские массы до сих пор всерьез вслушиваются в слова песен и приезжают на такого рода сборища ради приобщения к некоему таинству. Кстати, встречавшиеся в массмедиа нелестные высказывания лидеров "Алисы" и "Воплей Видоплясова" о группе "Звери" могли стать одной из интриг фестиваля, в программе которого соседствовали все три уважаемых коллектива. Однако ни Роман Билык, ни Олег Скрипка, ни Константин Кинчев не стали усугублять ситуацию и на брифингах дипломатично избегали скользкой темы. Напоследок следует упомянуть самые впечатляющие выступления "Крыльев". "Король и шут": музыканты стали выглядеть гораздо здоровее, играли новые песни, а Михаил Горшенев (Горшок), похоже, таки вставил себе зубы. Гарик Сукачев и "Неприкасаемые": микрофон в конце концов снова оказался в гариковой ширинке. "Вопли Видоплясова": киевская команда остается одним из самых сильных концертирующих составов СНГ, а общее "утяжеление" "Крыльев" на ассоциирующихся в первую очередь с фольклором "ВВ" никак не сказалось, даже наоборот, Олег Скрипка и компания сыграли песню Егора Летова "Попс" с таким остервенением, что "перетяжелили", кажется, даже "Арию" с "Алисой". Впрочем, выступление "Алисы" было все же лучшим на фестивале. Несмотря на старомодный хард-роковый звук группы, энергия, источаемая Константином Кинчевым, производит обезоруживающий эффект. К тому же на авансцене у "Алисы" появился еще один харизматичный персонаж гитарист Игорь Романов из классического состава "Землян". Пара морщинистых рокеров творит с публикой что хочет. А самым неожиданным моментом "Крыльев" стало появление турецкой группы Athena, своим ершистым ска разбередившей сиропное болото последнего "Евровидения" в Стамбуле и, несмотря на практически нулевой саундчек, достучавшейся до аудитории московского фестиваля при помощи "Should I Stay or Should I Go" The Clash и собственного хита "For Real". Согласитесь, редко случается прийти на фестиваль русских рокеров и услышать турецкий ска. Точнее, такое случилось впервые. КоммерсантЪ |