26.07.2004

Пиво с припевом. "Крылья" в Лужниках



В Лужниках прошел V рок-фестиваль "Крылья". Об удачах и парадоксах мероприятия рассказывает БОРИС Ъ-БАРАБАНОВ.

       Несмотря на то что в этом году подстилкой для "Крыльев" была не тушинская травка, а лужниковский асфальт, народ действовал в соответствии с привычным сценарием: планомерно надувался пивом и время от времени от избытка чувств валился вздремнуть прямо на плоскость, больше известную как рынок "Лужники". Только самые стойкие смогли посмотреть все 29 групп, которые условно разделились на три блока – расслабленное субботнее утро с регги, ска и прочей нестрашной музыкой, кульминация дня с "Арией" и "Королем и шутом" и вечер с классиками традиционного русского рока – "Алисой" и Гариком Сукачевым. Закрывал фестиваль "Сплин". Нервные баллады Саши Васильева сделали свое дело: взвинченные "арийцы" и "алисоманы" вместе с несовершеннолетними поклонницами "Зверей" стройными рядами потянулись к метро, и давки, похоже, удалось избежать. В целом милиция отчиталась о "Крыльях" как о "фестивале без происшествий", корреспонденту Ъ никаких из ряда вон выходящих проявлений милицейско-панковского беспредела на глаза не попалось. В официальных данных фигурирует цифра 20 тыс. зрителей, представители организаторов говорили и о 30 тыс., и о 50 тыс. Главное же, конечно, не в цифрах, а в том, что фестивалю "Крылья" удалось вернуться в строй после прошлогоднего теракта в Тушино и сделал он это с блеском.
       Если не брать в расчет малоэстетичное зрелище подростков, спящих в лужах посреди пластиковых пивных бокалов, то у "Крыльев-2004" обнаруживаются как минимум два серьезных достижения. Во-первых, было организовано две сцены, что позволило практически избавить публику от лицезрения настройки инструментов. Пока на большой сцене играл, скажем, "Король и шут", на малой настраивались "Кирпичи", и когда "КиШи" финишировали, их питерским землякам оставалось только ударить по струнам. Наличие второй сцены так же позволило существенно сдвинуть фестиваль в сторону альтернативы и прочих неформатных течений. Сэкономленное на саундчеках время поступило в основном в распоряжение тяжелых команд, и наряду с фрагментами ортодоксально-металлической "оперы" "Эльфийская рукопись" на малой сцене, например, засветились самые яркие альтернативщики Петербурга Animal Jazz. Публика у малой сцены, кажется, собралась более чуткая и понимающая, чем у сцены с "гигантами", и молодые артисты получили именно ту дозу внимания и одобрения, которой они были достойны.
       Другой неожиданный поворот фестиваля – SMS-чат, благодаря которому сообщения, отправленные с мобильных телефонов, отображались на больших экранах у сцен. Я до сих пор не могу решить для себя, ошибкой или удачей устроителей был тот факт, что послания демонстрировались внизу экранов в одном кадре с трансляцией выступлений и практически не редактировались. С одной стороны, на месте Константина Кинчева я бы серьезно обиделся, узнав, что его крупный план во время исполнения очередной песни про Русь и православие сопровождался субтитрами типа "Ленка, тебе опять на меня насрать!" или "Ждем 'Зверей', менты – козлы!". С другой – свобода слова в SMS-пространстве дала очень четкий и правильный срез интересов присутствующих: их интересовало прежде всего, как бы с кем-нибудь тут познакомиться да потом не потеряться, на втором месте шли депеши с футбольных полей с непременными приписками про "мясо" и "коней", на третьем – слоганы относительно главных персонажей фестиваля, преимущественно "КиШи форева" и что-нибудь про "Зверей". Нецензурированная трансляция эсэмэсок была своего рода отрезвляющим душем для тех, кто полагает, что рок-фанатские массы до сих пор всерьез вслушиваются в слова песен и приезжают на такого рода сборища ради приобщения к некоему таинству. Кстати, встречавшиеся в массмедиа нелестные высказывания лидеров "Алисы" и "Воплей Видоплясова" о группе "Звери" могли стать одной из интриг фестиваля, в программе которого соседствовали все три уважаемых коллектива. Однако ни Роман Билык, ни Олег Скрипка, ни Константин Кинчев не стали усугублять ситуацию и на брифингах дипломатично избегали скользкой темы.
       Напоследок следует упомянуть самые впечатляющие выступления "Крыльев". "Король и шут": музыканты стали выглядеть гораздо здоровее, играли новые песни, а Михаил Горшенев (Горшок), похоже, таки вставил себе зубы. Гарик Сукачев и "Неприкасаемые": микрофон в конце концов снова оказался в гариковой ширинке. "Вопли Видоплясова": киевская команда остается одним из самых сильных концертирующих составов СНГ, а общее "утяжеление" "Крыльев" на ассоциирующихся в первую очередь с фольклором "ВВ" никак не сказалось, даже наоборот, Олег Скрипка и компания сыграли песню Егора Летова "Попс" с таким остервенением, что "перетяжелили", кажется, даже "Арию" с "Алисой". Впрочем, выступление "Алисы" было все же лучшим на фестивале. Несмотря на старомодный хард-роковый звук группы, энергия, источаемая Константином Кинчевым, производит обезоруживающий эффект. К тому же на авансцене у "Алисы" появился еще один харизматичный персонаж – гитарист Игорь Романов из классического состава "Землян". Пара морщинистых рокеров творит с публикой что хочет.
       А самым неожиданным моментом "Крыльев" стало появление турецкой группы Athena, своим ершистым ска разбередившей сиропное болото последнего "Евровидения" в Стамбуле и, несмотря на практически нулевой саундчек, достучавшейся до аудитории московского фестиваля при помощи "Should I Stay or Should I Go" The Clash и собственного хита "For Real". Согласитесь, редко случается прийти на фестиваль русских рокеров и услышать турецкий ска. Точнее, такое случилось впервые.


КоммерсантЪ