26.07.2004


ЮКОС предостерег покупателей "Юганскнефтегаза" от использования административного ресурса



Вчера британская The Sunday Telegraph процитировала финдиректора НК ЮКОС Брюса Мизамора. Он пригрозил потенциальным покупателям ОАО "Юганскнефтегаз" судебными преследованиями, если они в рамках исполнительного производства по взысканию с ЮКОСа налоговых платежей за 2000 год по дешевке приобретут основное добывающее предприятие ЮКОСа. Аналитики инвесткомпаний предполагают, что это предупреждение предназначается НК "Сургутнефтегаз".
       ОАО "Юганскнефтегаз" (все 100% его акций принадлежат НК ЮКОС) в прошлом году добыло 50 млн т нефти. Компания разрабатывает 29 месторождений в Ханты-Мансийском АО, совокупные запасы которых оцениваются в 1,6 млрд т нефти. По оценке аудиторской компании DeGolyer and MacNaughton, стоимость запасов "Юганскнефтегаза" составляет $30,4 млрд.
       В начале недели Министерство юстиции объявило, что служба судебных приставов для взыскания с НК ЮКОС недоплаченных в 2000 году налогов продаст акции главного добывающего подразделения компании ОАО "Юганскнефтегаз" (см. Ъ от 21 июля). В ЮКОСе предположили, что власти уже провели оценку его подразделения: за $1,75 млрд оно будет продано неизвестному ЮКОСу покупателю. Эта цифра, судя по всему, базируется на отчетности "Юганскнефтегаза", составленной по российским стандартам бухучета. По ней в первом квартале 2004 года стоимость его чистых активов составляет 33 млрд рублей, общая стоимость активов – 59 млрд рублей.
       Вчера Брюс Мизамор через The Sunday Telegraph предостерег покупателей от приобретения "Юганскнефтегаза" по заниженной цене и пригрозил судебными исками против них. "Полагаю, что могут быть приняты меры, если обнаружится, что покупатель воспользуется ситуацией и не заплатит соответствующую сумму". В ЮКОСе вчера не стали комментировать слова финдиректора компании, в частности, уточнять, какую сумму он считает заниженной, а какую справедливой.
       Аналитик ИБГ "Атон" Дмитрий Лукашов считает, что в нынешней ситуации даже цена в $15 млрд (половина от стоимости запасов компании) является завышенной. "В России административный ресурс – такая же составляющая стоимости компании, как объем добычи и запасов,– считает он.– У ЮКОСа, а значит, и у 'Юганскнефтегаза' его нет и в помине. Вероятность того, что покупатель будет объявлен судом недобросовестным приобретателем вне зависимости от того, за какую сумму он купил компанию, невелика".
       Старший юрисконсульт ИК "Проспект" Эльдар Назмутдинов, напротив, считает, что вероятность оспаривания сделки по продаже "Юганскнефтегаза", если он будет продан по "несправедливой" цене, весьма высока. "Нет ни одного из вероятных покупателей этого актива, который не знал бы его реальную цену,– считает он.– Поэтому суд сочтет его недобросовестным покупателем, если ЮКОС подаст иск, в котором будут фигурировать несколько независимых оценок стоимости 'Юганскнефтегаза', которые определят 'вилку', в которой находится справедливая цена".
       Большинство опрошенных Ъ аналитиков считают, что покупателем "Юганскнефтегаза" наверняка станет "Сургутнефтегаз". По мнению Дмитрия Лукашова, "в отличие от ЮКОСа, у 'Сургутнефтегаза' существует административный ресурс, и он весьма существенный".
ПЕТР Ъ-САПОЖНИКОВ
       


КоммерсантЪ