26.07.2004

В Москве слишком много мультиплексов. Рынок кинопоказа близок к насыщению



Елена Виноградова
Татьяна Романова

Московский рынок кинопоказа находится на пороге серьезных изменений. Впервые ставки аренды помещений под кинотеатры пошли вниз. По мнению экспертов, уже в следующем году “неудачные” кинотеатры начнут закрываться, а остальные значительно увеличат число специальных программ и маркетинговых акций в борьбе за зрителя.


Сборы кинотеатров в России в 2003 г. составили около $190 млн. Из этой суммы от 60% до 70%, по разным оценкам, пришлось на московские кинотеатры.

В исследовании рынка торговой недвижимости, проведенном консалтинговой компанией Colliers International по итогам первого полугодия, отмечено, что ставки аренды на помещения для кинотеатров начали снижаться. Как пояснила “Ведомостям” аналитик Colliers International Наталья Сазонова, за шесть месяцев ставки уменьшились на 10-15%.

Справедливость этих данных признали и другие опрошенные “Ведомостями” эксперты, а также компании — операторы кинотеатров. Юлия Никуличева, заместитель директора консалтинговой компании Jones Lang LaSalle, считает, что несколько лет назад, на волне бума создания кинотеатров, рынок аренды был перегрет. По ее данным, сейчас средняя цена аренды помещений под кинотеатр в центре Москвы составляет до $180 за 1 кв. м в год (без эксплуатационных расходов), а на окраинах — $120-150 за 1 кв. м. “Однако если ставки и продолжат падать, то очень незначительно”, — полагает Никуличева.

“Считаю, что понижение ставок — процесс вполне закономерный, так как рынок насытился и конкуренция обострилась”, — соглашается с Никуличевой гендиректор компании “Инвесткинопроект” (сеть “Киноплекс”) Александр Тимофеев.

Олег Березин, гендиректор компании “Невафильм”, занимающейся проектированием и оборудованием кинотеатров, отмечает перелом тенденции на рынке, произошедший в этом году. “Если раньше операторы сражались за право разместить свой кинотеатр в торговом центре, то сейчас ситуация обратная — оператор может выбирать [из нескольких предложений]”, — считает Березин. По его мнению, сейчас девелопер крупного торгового центра заинтересован, чтобы в его проект входил кинотеатр — отличный генератор покупательского потока. “Стоит ожидать, что девелоперы сами будут инвестировать в строительство и оборудование кинотеатров”, — прогнозирует Березин. Он отмечает, что сейчас средний срок окупаемости многозального кинотеатра составляет 3-4 года, хотя инвестор, построивший кинотеатр в 2002 г., начинал получать прибыль через два года.

По данным “Невафильм”, в этом году число кинотеатров в столице продолжало стремительно увеличиваться. Если в начале января в столице было 68 современных кинотеатров на 150 экранов, то к 1 июля их число выросло до 74 (188 экранов). Открытия продолжаются. Например, осенью должен начать работу самый большой мультиплекс в стране — 16-зальный кинотеатр компании “Екатеринбург Арт” в торгцентре “Вэймарт-2”. Пока рекорд по количеству залов принадлежит компании “Формула Кино”, управляющей одноименным 12-зальным мультиплексом на Можайском шоссе. До конца года, по прогнозам “Невафильм”, количество кинозалов в столице достигнет 240. “Такое число современных мультиплесов приведет к тому, что уже в следующем году неудачные проекты начнут закрываться”, — полагает Березин.

Между тем, по данным Colliers International, на стадии проектирования или начала строительства находится еще не менее 10 новых кинотеатров.

Правда, Кирилл Иванов, заместитель генерального директора компании “Синема-Парк”, планирующей создать общероссийскую сеть мультиплексов, не считает, что московский рынок кинопоказа насыщен. “К примеру, в Лондоне около 45 мультиплексов [более чем на 10 экранов], гораздо больше, чем в Москве”, — обосновывает он свою точку зрения.

Березин из “Невафильм” считает, что следующим этапом развития столичного кинорынка должно стать снижение цены билета, сегодня составляющей около $5. Тимофеев из “Инвесткинопроекта” также полагает, что конкуренция приведет к снижению цены на билеты. Кинотеатрам также придется завлекать зрителя разными программами “повышения лояльности”. Например, введением абонементов на неограниченное посещение сеансов.



Ведомости