Назад в госсобственность. Власти Сингапура хотят выкупить морского перевозчика Neptune OrientДаррен Макдермотт Джон Бертон В условиях бума в секторе морских грузоперевозок правительство Сингапура решило полностью выкупить компанию Neptune Orient Lines за $1,6 млрд. Эта сделка увеличивает капитализацию Neptune Orient как минимум до $2,35 млрд, расширяет бизнес-активы города-государства и позволит ему проводить амбициозную программу скупки зарубежных активов.
Правительство основало Neptune Orient в 1968 г., когда морские контейнерные перевозки только начали развиваться. Со временем Сингапур превратился в один из крупнейших портов мира, благодаря чему бизнес компании успешно развивался. В 1981 г. Neptune Orient стала одной из первых госкомпаний страны, акции которой были размещены на бирже среди частных инвесторов. В 1997 г. она приобрела одного из старейших морских перевозчиков США APL, что резко усилило ее долговое бремя и негативно влияло на прибыль в течение нескольких лет. Однако в прошлом году дела Neptune Orient вновь пошли в гору благодаря росту спроса на морские перевозки грузов. Теперь сингапурские власти решили вернуть перевозчика в госсобственность. Во вторник инвестиционная компания Temasek Holdings, принадлежащая правительству Сингапура, сделала оферту на выкуп 69,9% акций компании, находящихся у частных инвесторов, по цене $1,63 за акцию. Таким образом, Temasek оценивает всю Neptune Orient в $2,35 млрд. Предполагаемый выкуп акций обойдется инвесткомпании примерно в $1,6 млрд. В тот же день подразделение Temasek Lentor Investments объявило об увеличении госдоли в Neptune Orient до более чем 30%, что по местным законам дает право сделать предложение о выкупе оставшихся акций. После заявления Temasek акции Neptune Orient на Сингапурской бирже выросли за вторник и среду почти на 18% с $1,43 до $1,67, превзойдя цену оферты. Это часть нашего активного управления портфелем инвестиций, заявляет представитель Temasek Эва Хо. Но, по мнению аналитиков, возврат Neptune Orient в госсобственность связан с амбициозными планами гендиректора Temasek Хо Чин жены будущего премьер-министра Сингапура Ли Хсиеня, который займет эту должность на следующей неделе. Встав во главе Temasek в 2002 г., Хо использует государственные компании для приобретения активов за рубежом. На прошлой неделе Neptune Orient сообщила, что ее чистая прибыль за последний квартал более чем удвоилась по сравнению с аналогичным периодом прошлого года до $186 млн благодаря увеличению объемов перевозок и росту расценок на фрахт. Около 80% выручки и до 94% прибыли компания получила за счет рейсов APL. Суда компании курсировали почти при 100%-ной загрузке. Контейнерные перевозки материалов и готовых товаров растут в результате глобализации поставок и стремительного промышленного роста в Китае. Сейчас для контейнерных перевозок наступили хорошие времена, говорит Теодор Принс, бывший замдиректора по производству "K" Line America (подразделение крупного японского морского перевозчика Kawasaki Kisen Kaisha). Цены на фрахт находятся на высоком уровне и продолжают потихоньку идти вверх, поэтому бизнес процветает. Однако Neptune Orient приходится сталкиваться с жесткой конкуренцией со стороны датской A. P. Moller-Maersk, крупнейшего контейнерного перевозчика в мире. Датская компания поглотила американскую Sea-Land, которая первой занялась контейнерными морскими перевозками еще в 1950-е гг. и теперь конкурирует с портом Сингапура, основной базой Neptune Orient, построив менее чем в 50 км от него свой порт в Малайзии. Инвесткомпании Temasek также принадлежит и оператор сингапурского порта PSA International, и компания была вынуждена пойти на болезненное сокращение издержек, чтобы выжить в борьбе с более низкозатратным конкурентом. (WSJ, FT, 4.08.2004, Олег Митяев) Ведомости |
|||