05.08.2004

Назад в госсобственность. Власти Сингапура хотят выкупить морского перевозчика Neptune Orient



Даррен Макдермотт
Джон Бертон

В условиях бума в секторе морских грузоперевозок правительство Сингапура решило полностью выкупить компанию Neptune Orient Lines за $1,6 млрд. Эта сделка увеличивает капитализацию Neptune Orient как минимум до $2,35 млрд, расширяет бизнес-активы города-государства и позволит ему проводить амбициозную программу скупки зарубежных активов.


Neptune Orient Lines – седьмой в мире морской перевозчик контейнерных грузов. По итогам 2003 г. выручка компании возросла на 18,5% до $5,5 млрд, прибыль составила $429 млн по сравнению с убытком в $330 млн, полученным годом ранее.

Правительство основало Neptune Orient в 1968 г., когда морские контейнерные перевозки только начали развиваться. Со временем Сингапур превратился в один из крупнейших портов мира, благодаря чему бизнес компании успешно развивался. В 1981 г. Neptune Orient стала одной из первых госкомпаний страны, акции которой были размещены на бирже среди частных инвесторов. В 1997 г. она приобрела одного из старейших морских перевозчиков США — APL, что резко усилило ее долговое бремя и негативно влияло на прибыль в течение нескольких лет. Однако в прошлом году дела Neptune Orient вновь пошли в гору благодаря росту спроса на морские перевозки грузов.

Теперь сингапурские власти решили вернуть перевозчика в госсобственность. Во вторник инвестиционная компания Temasek Holdings, принадлежащая правительству Сингапура, сделала оферту на выкуп 69,9% акций компании, находящихся у частных инвесторов, по цене $1,63 за акцию. Таким образом, Temasek оценивает всю Neptune Orient в $2,35 млрд. Предполагаемый выкуп акций обойдется инвесткомпании примерно в $1,6 млрд. В тот же день подразделение Temasek — Lentor Investments — объявило об увеличении госдоли в Neptune Orient до более чем 30%, что по местным законам дает право сделать предложение о выкупе оставшихся акций. После заявления Temasek акции Neptune Orient на Сингапурской бирже выросли за вторник и среду почти на 18% — с $1,43 до $1,67, превзойдя цену оферты.

“Это часть нашего активного управления портфелем инвестиций”, — заявляет представитель Temasek Эва Хо. Но, по мнению аналитиков, возврат Neptune Orient в госсобственность связан с амбициозными планами гендиректора Temasek Хо Чин — жены будущего премьер-министра Сингапура Ли Хсиеня, который займет эту должность на следующей неделе. Встав во главе Temasek в 2002 г., Хо использует государственные компании для приобретения активов за рубежом.

На прошлой неделе Neptune Orient сообщила, что ее чистая прибыль за последний квартал более чем удвоилась по сравнению с аналогичным периодом прошлого года — до $186 млн — благодаря увеличению объемов перевозок и росту расценок на фрахт. Около 80% выручки и до 94% прибыли компания получила за счет рейсов APL. Суда компании курсировали почти при 100%-ной загрузке.

Контейнерные перевозки материалов и готовых товаров растут в результате глобализации поставок и стремительного промышленного роста в Китае. “Сейчас для контейнерных перевозок наступили хорошие времена, — говорит Теодор Принс, бывший замдиректора по производству "K" Line America (подразделение крупного японского морского перевозчика Kawasaki Kisen Kaisha). — Цены на фрахт находятся на высоком уровне и продолжают потихоньку идти вверх, поэтому бизнес процветает”.

Однако Neptune Orient приходится сталкиваться с жесткой конкуренцией со стороны датской A. P. Moller-Maersk, крупнейшего контейнерного перевозчика в мире. Датская компания поглотила американскую Sea-Land, которая первой занялась контейнерными морскими перевозками еще в 1950-е гг. и теперь конкурирует с портом Сингапура, основной базой Neptune Orient, построив менее чем в 50 км от него свой порт в Малайзии. Инвесткомпании Temasek также принадлежит и оператор сингапурского порта PSA International, и компания была вынуждена пойти на болезненное сокращение издержек, чтобы выжить в борьбе с более низкозатратным конкурентом. (WSJ, FT, 4.08.2004, Олег Митяев)



Ведомости