Замедление роста контекстной рекламыБудущее контекстной рекламы может быть не таким светлым, как мы думали. Новый прогноз JupiterResearch показывает замедление развития этого рынка в ближайшие пять лет. Очень скоро остановится рост цен на клики. По прогнозу JupiterResearch, в 2009 г. рекламодатели потратят на рекламу среди результатов поиска $5,5 млрд. Конечно, это намного больше, чем $2,6 млрд в нынешнем году, но настораживает тенденция постепенного замедления роста. Если в нынешнем году рынок контекстной рекламы вырос на 65%, то в 2009 г. он увеличится всего на 11%. В опубликованном отчете делается также прогноз, что грядет «заморозка» цен на такую рекламу. Если в нынешнем году стоимость одного «клика» по контекстной рекламе среди результатов поиска выросла с 24 до 34 центов, то с 2006 г. цена будет расти не больше чем на 1–2 цента в год. Впрочем, несмотря на замедление, рынок контекстной рекламы всё равно выглядит перспективнее традиционных видов рекламных носителей. Та же фирма JupiterResearch недавно сделала пятилетний прогноз развития всего рекламного рынка, включая баннерную и все остальные виды интернет-рекламы. Так вот, там прогнозируется рост рынка менее чем в два раза до $16,1 млрд, в то время как контекстная реклама, несмотря на замедление, обещает 112%-ный прирост. Так что анализировать перспективы контекстной рекламы (и, значит, перспективы Google тоже) можно как с оптимистической, так и с пессимистической позиции. Это как в анекдоте про стакан, который может быть наполовину пустым или наполовину полным. Оптимисты могут сказать, что этот рынок естественным путем достиг стадии созревания. Поистине феноменальный рост 2002–2003 гг. сменяется стабильным развитием. Это видно даже по финансовым результатам Google. Каждый квартал с начала 2002 г. рост доходов выражался двузначными цифрами (в процентах), но во II кв. 2004 г. он составил всего 7%. Очевидно, что отчёт аналитиков главным образом скажется на перспективах акционирования Google. Компания рассчитывает продать во время IPO маленькую часть акций (на $3,3 млрд), при этом почти все акции оставить в руках сотрудников (их стоимость вырастет в 50 раз примерно до $32,7 млрд). Распродажа акций может начаться уже в ближайшие дни. Эксперты прогнозируют для Google двукратный рост доходов от контекстной рекламы в результатах поиска, в следующем году — рост на 75%, и потом по нисходящей. Аналитики JupiterResearch говорят, что в Google отлично знают о замедлении темпов роста этого рынка, от которого фирма получает 75% своих доходов, и активно ищут пути для диверсификации бизнеса. В частности, большие надежды возлагаются на шоппинг-сервис Froogle, электронную почту Gmail и «локальную» рекламу по географическому признаку. Впрочем, насчет последней JupiterResearch высказывается ещё более пессимистично. Этот сектор будет расти даже медленнее, чем весь рынок: с нынешних $502 млн в 2004 г. он вырастет всего лишь до $879 млн в 2009 г. WEBPLANET.RU |