10.08.2004


Французская звезда. Ярославскую табачную фабрику купил производитель Gitanes и Gauloises



Антон Сарайкин

Французско-испанский табачный концерн Altadis объявил вчера о приобретении ярославской табачной фабрики “Балканская звезда”. Потратив 147 млн евро, европейцы приобрели крупнейшего из остающихся независимыми производителей сигарет в России.


“Балканская звезда” – крупнейший независимый производитель сигарет в России, контролирует, по оценке исследовательской компании “Бизнес Аналитика”, 6,9% рынка. В 2003 г. объем продаж ЗАО “Балканская звезда” составил 107 млн евро, EBITDA – 18,2 млн евро. По данным отчетности “Балканской звезды”, представленной в ФКЦБ на II квартал 2003 г., владельцем 49,89% акций ЗАО “Балканская звезда” являлся его гендиректор Владимир Галагаев. Остальные акции распределены между 175 акционерами, но, по данным участников табачного рынка, фабрика находится под контролем менеджмента. Франко-испанская группа Altadis входит в десятку крупнейших производителей сигарет в мире. В 2002 г. объем продаж компании составил $9,429 млрд. Основные марки – Fortuna, Gauloises Blondes, Ducados и Gitanes.

Altadis покупает 80,75% акций ЗАО “Балканская звезда” (Ярославль) за 147 млн евро — такое сообщение было размещено вчера на сайте французского табачного концерна. Пресс-секретарь “Балканской звезды” Сергей Караулов подтвердил, что Altadis достигла соглашения с основными акционерами фабрики, но от более подробных комментариев отказался. Галагаев и другие акционеры вчера были недоступны для комментариев.

Согласно сообщению Altadis, сделку планируется завершить в IV квартале. Концерн готов выкупить 19,25% акций “Балканской звезды” у миноритарных акционеров, при этом общая сумма сделки может достичь 182 млн евро. По мнению аналитика “УралСиба” Марата Ибрагимова, “заявленная общая стоимость сделки адекватна и достаточно выгодна для продавца”. Директор по корпоративным отношениям российского представительства BAT Владимир Аксенов также сказал, что сумма сделки является “достойной финансовой оценкой” фабрики.

Сотрудник парижского офиса Altadis, пожелавший остаться неназванным, заявил “Ведомостям”, что компания планирует продолжить выпуск на “Балканской звезде” одноименных сигарет (сейчас на них приходится 67% производства) и наладить там производство своих брэндов Gauloises Blondes и Fortuna. При этом вопрос об инвестициях в фабрику сейчас не рассматривается, подчеркнул он. По его словам, компания рассчитывает довести к 2008 г. объем выпуска собственных брэндов в Ярославле до 4 млрд сигарет (в 2003 г. фабрика выпустила 31 млрд сигарет). Приобретение “Балканской звезды” увеличивает потенциал для дальнейшей экспансии Altadis в СНГ и Восточной Европе, говорится в сообщении компании. Сейчас в этом регионе Altadis располагает единственной фабрикой — в Польше.

Большая часть российского табачного рынка поделена между зарубежными игроками. Philip Morris, BAT, Gallaher, JTI и Imperial Tobacco контролируют в общей сложности 80% рынка. Altadis до сих пор не была представлена в России как производитель, ее сигареты, по оценке “Бизнес Аналитики”, занимали лишь 0,1% рынка.

Французско-испанский концерн не был единственным претендентом на “Балканскую звезду”. Факт переговоров с владельцами фабрики подтвердил генеральный менеджер германской Reemtsma в России Питер Киттенбаум. Он отказался сообщить, сколько его компания предлагала за ярославскую фабрику. А сотрудник группы общественных связей британской Imperial Tobacco (материнская компания Reemtsma) заявил, что компания “продолжит искать любую возможность для расширения своего присутствия в России”.

В числе желающих приобрести “Балканскую звезду” была и британская группа Gallaher (в России ей принадлежит компания Liggett-Ducat) — об этом сообщили три крупных участника табачного рынка. В лондонском офисе Gallaher от комментариев на эту тему отказались, а представители Liggett-Ducat вчера были недоступны.

Сергей Борцов, замгендиректора по финансам “Донского табака”, второй по величине независимой табачной фабрики России (5% рынка сигарет), говорит, что покупка европейцами “Балканской звезды” ужесточит конкуренцию в первую очередь среди производителей сигарет премиального сегмента. Сам “Донской табак”, по словам Борцова, в ближайшем будущем продан не будет. “Мы постоянно получаем предложения от транснациональных корпораций и ведем с ними соответствующие консультации, но предметных переговоров у нас с ними нет”, — говорит Борцов.

Президент табачной ассоциации “Гранд-табак” Сергей Шелехов называет сумму сделки по продаже “Балканской звезды” прецедентной на российском рынке с момента продажи завода Liggett-Ducat британской Gallaher в 2000 г. Тогда Gallaher заплатила американской Western Tobacco за недавно построенный завод и дистрибьюторскую сеть $390 млн.



Ведомости