Акционеры "Вимм-Билль-Данна" слили пиво. Компания ЦЕПКО продана HeinekenВчера голландский концерн Heineken NV объявил о покупке Центральной европейской пивоваренной компании, принадлежащей крупнейшим акционерам соково-молочного гиганта "Вимм-Билль-Данн". Сделка принципиально меняет расстановку сил на пивоваренном рынке России. Heineken не только моментально вошел в тройку его лидеров, но и получил шанс вплотную приблизиться к номеру два компании Sun Interbrew. Центрально-Европейская пивная компания (ЦЕПКО) создана в 2001 году акционерами "Вимм-Билль-Данн Продукты питания" (ВБД; по неподтвержденной информации, пивным бизнесом в компании решили заняться Давид Якобашвили, Сергей Пластинин и Александр Орлов). До недавнего времени в ЦЕПКО входили четыре завода: владивостокское ОАО "Пивоиндустрия Приморья", ОАО "Москворецкий пивоваренный завод", ОАО "Шихан" (Башкирия) и нижегородское ОАО "Волга". Однако в настоящий момент московский и владивостокский заводы выведены из компании. С учетом этой реорганизации суммарный объем производства ЦЕПКО составляет около 20 млн дал пива в год. По словам гендиректора "Пивоварни 'Хейнекен'" Виктора Пятко, сделка по покупке 100% ЦЕПКО уже завершена. Ее формальная часть по регистрации изменений в уставе, связанных со сменой собственника, произойдет в течение недели. Акционеры ВБД и Heineken не раскрывают стоимость сделки. Однако, по оценке аналитиков, ее сумма составляет $60-100 млн. Почти двухкратная разница в оценке объясняется положением Heineken на рынке. "Исходя из мощности предприятий их цена составляет $60 млн, говорит аналитик компании 'Тройка Диалог' Виктор Цховребов. Но с учетом больших амбиций Heineken при небольшой доле рынка (компании принадлежит только один завод в Санкт-Петербурге.Ъ) цена могла существенно возрасти". Вчерашняя сделка выводит Heineken на твердое третье место (после BBH и Sun Interbrew) на пивном рынке: у приобретенных голландским концерном заводов очень сильные позиции в своих регионах "Шихан" занимает 24% рынка, а "Волга" 40%. По данным исследовательской компании "Бизнес-Аналитика", во втором квартале 2004 года теперь уже три завода Heineken занимают 8,2% рынка в объемном выражении. Ближайший преследователь "Очаково" отстает на 1,6%. Более того, после вчерашней сделки у Heineken появилась возможность приблизиться к второму игроку российского пивного рынка компании Sun Interbrew (SI), которая контролирует 16,7% рынка, но испытывает резкий дефицит мощностей и давно ищет свободные активы. По данным Ъ, SI также претендовала на компанию ЦЕПКО. "Вчерашняя сделка плохая новость для SI, говорит аналитик ИФК 'Уралсиб' Марат Ибрагимов. Теперь свободных активов практически не осталось". Heineken же не раз заявлял о намерении построить собственный завод в Екатеринбурге, который добавит концерну еще минимум 3% рынка. Еще один вопрос что будут делать акционеры ВБД с оставшимися двумя пивзаводами. Наблюдатели не сомневаются, что, начав продажу пивных активов, акционеры ВБД не остановятся. Вопрос, кому? С Москворецким пивзаводом ситуация пока не ясна. В Московской страховой компании, владеющей 49% акций предприятия, ситуацию не комментируют. Эксперты также затрудняются сказать, кого в конечном итоге может заинтересовать предприятие. С "Пивоиндустрией Приморья" все более определенно. Есть две компании, которые могут претендовать на его покупку. Во-первых, это Sun Interbrew. Один из учредителей SI Sun Group является миноритарным акционером предприятия, владея пакетом акций чуть менее блокирующего. К тому же у SI нет производственных мощностей на Дальнем Востоке. Второй претендент это новый миноритарный акционер самой SI компания "Альфа-Эко". Эта компания уже около двух месяцев ведет активную скупку акций SI и открыто заявляет о намерении влиять на деятельность пивного холдинга. Также можно вспомнить, что в июле "Альфа-Эко" купила пивзавод "Патра" (см. Ъ от 23 июля), чьим миноритарным акционерам также является Sun Group. В Sun Group вчера заявили корреспонденту Ъ, что им пока не поступало предложение о покупке "Пивоиндустрии Приморья". В "Альфа-Эко" от комментариев отказались. Однако эксперты полагают, что акционеры ВБД попытаются воспользоваться ситуацией и продать один из оставшихся пивных активов подороже. РОМАН Ъ-ОВЧИННИКОВ, ДМИТРИЙ Ъ-ДОБРОВ КоммерсантЪ |