12.08.2004

Суд учит банкиров искусству конвертации новым приговором по делу об отмывании денег



Замоскворецкий районный суд приговорил вчера к четырем годам лишения свободы бывшего начальника кредитного отдела Европейского трастового банка ("Евротраст") Нину Красницкую. Она обвинялась в незаконной банковской деятельности и отмывании преступных доходов более чем на четверть миллиарда долларов. По делу об отмывании денег в "Евротрасте" кроме госпожи Красницкой судят еще двоих бывших высокопоставленных сотрудников банка.


       В феврале этого года Замоскворецкий райсуд Москвы уже приговорил к четырем годам бывшего начальника управления операций на денежном рынке банка Александра Мирзояна (Ъ писал о приговоре 17 февраля). Ему вменялась в вину незаконная банковская деятельность в составе преступной группы, в которую помимо него самого входили Нина Красницкая и начальник отдела неторговых операций "Евротраста" Татьяна Хмелевская. Общее уголовное дело позже разделили на три – с каждым из обвиняемых в Генпрокуратуре разбирались отдельно. Суд над Ниной Красницкой начался на следующий день после оглашения приговора господину Мирзояну. По делу Татьяны Хмелевской в настоящий момент проходят предварительные слушания. Сама она арестована.


       По версии прокуратуры, в 2000 году упомянутые сотрудники банка осуществили многоходовую операцию по покупке $257 млн и DM50 тыс., не заплатив при этом 72 млн руб. однопроцентного налога на покупку валюты (эта сумма и вменялась им как нанесенный государству ущерб). Для операции семи гражданам Украины и Белоруссии в "Евротрасте" были открыты рублевые счета, а потом им выдали валютные кредиты под 10% годовых. По заявлениям клиентов их рублевые средства списывались на конвертацию, а полученная валюта зачислялась на валютные счета и сразу списывалась в погашение кредитов. При этом сами клиенты позже уверяли следователей, что понятия не имели о финансовых махинациях, которые проводились якобы по их поручениям.


       Защитники Александра Мирзояна и Нины Красницкой настаивали на вынесении их подзащитным оправдательных приговоров, подчеркивая, что ряд вменяемых им эпизодов уже нельзя квалифицировать как преступления. Однопроцентный налог на покупку валюты, к примеру, был отменен еще 1 января 2003 года. Но судью Замоскворецкого суда Ирину Васину, судившую обоих обвиняемых (она же слушает дело и госпожи Хмелевской), эти доводы не убедили, несмотря на то что закон об отмене налога имел обратную силу, то есть распространялся и на действия, совершенные до его принятия. В итоге госпожа Красницкая вчера получила столько же, сколько ранее подсудимый Мирзоян,– четыре года. Видимо, на такой же срок посадят и обвиняемую Хмелевскую.


       "В делах всех сотрудников банка 'Евротраст' отсутствует состав преступления,– заявила вчера Ъ адвокат Лариса Мовэ, защищавшая Александра Мирзояна.– Суть обвинения в том, что, как утверждают в Генпрокуратуре, люди преступили закон, положив деньги на рублевый счет, а затем вознамерившись получить валюту. Ну и что? Каждый гражданин сам вправе выбирать форму сделки".


       По словам адвоката, обвинение исходило из того, что любая сделка должна осуществляться с максимальной выгодой для государства. Любая же попытка заключить сделку на условиях, выгодных клиенту или самому банку, может быть расценена как преступление. "То есть, чтобы купить валюту, вы должны взять рубли и пойти в обменный пункт,– продолжила адвокат.– Таким образом, любая другая сделка, даже осуществляемая в рамках закона, может трактоваться Генпрокуратурой как преступление".


       Жалоба на решение суда по делу Александра Мирзояна в начале августа поступила в Мосгорсуд. Она еще не рассмотрена. Поговорить вчера с адвокатом госпожи Красницкой Сергеем Старовойтовым не удалось, поскольку весь вчерашний день и вечер после приговора он провел в СИЗО на свидании с клиентом. Его коллега Лариса Мовэ между тем надеется, что если не в Мосгорсуде, то на уровне Верховного суда будут приняты "справедливые решения".


       АЛЕК Ъ-АХУНДОВ



КоммерсантЪ