12.08.2004

Разблокировать счета "ЮКОСа". Просят Христенко и Оганесян



Татьяна Егорова
Екатерина Дербилова
Александр Тутушкин

У терпящего бедствие “ЮКОСа” обнаружились неожиданные защитники среди госчиновников. Руководитель Федерального агентства по энергетике Сергей Оганесян и министр промышленности и энергетики Виктор Христенко предложили правительству разблокировать счета нефтяной компании, чтобы не допустить сокращения экспорта нефти. Правда, без премьера принимать это решение некому.


“ЮКОС” в 2003 г. добыл 80,8 млн т нефти. Выручка за девять месяцев 2003 г. по US GAAP — $12,2 млрд, чистая прибыль — $2,5 млрд. 60,5% акций “ЮКОСа” контролирует Group Menatep, совладельцы которой — находящиеся в заключении Михаил Ходорковский и Платон Лебедев. МНС обвиняет “ЮКОС” в неуплате налогов на $7 млрд, и половина этой суммы уже признана судом. Все имущество нефтяной компании, за исключением нефти, арестовано, а деньги, поступающие на ее счета, списываются судебными приставами. Приставы уже взыскали с “ЮКОСа” в счет налогового долга за 2000 г. 22 млрд руб., а до конца августа компании необходимо выплатить еще 77,4 млрд руб.

До последнего времени госчиновники не реагировали на уверения “ЮКОСа”, что компания не сможет добывать нефть, если все деньги с ее арестованных счетов изымают приставы. Но вчера руководитель Федерального агентства по энергетике Сергей Оганесян специально созвал журналистов иностранных СМИ и объявил, что Минпромэнерго обеспокоено возможной остановкой добычи и экспорта нефти “ЮКОСом”. Оганесян пояснил “Ведомостям”, что 10 августа у компании закончились деньги для оплаты таможенных пошлин. По его мнению, с Государственным таможенным комитетом (ГТК) можно договориться об отсрочке на несколько дней, но, “если счета компании не будут разблокированы и она не сможет финансировать текущие затраты, фактически это вынуждает компанию остановиться”.

Оганесян рассказывает, что на прошлой неделе министр промышленности и энергетики Виктор Христенко направил письмо премьер-министру Михаилу Фрадкову с просьбой временно разблокировать счета “ЮКОСа”, чтобы не допустить остановки экспорта. Центр общественных связей Минюста отказался комментировать эту инициативу.

Позиция же правительства пока неизвестна. Сам премьер в отпуске и, по словам его пресс-секретаря, до 16 августа не сможет рассмотреть обращение Христенко. А замещающий Фрадкова вице-премьер Александр Жуков вчера заявил, что письма насчет “ЮКОСа” не видел. Сам же Христенко на вчерашней встрече с президентом Владимиром Путиным отрапортовал, что все ведущие российские нефтяные компании наращивают добычу и экспорт. Представители ГТК и РЖД утверждают, что у них нет проблем с “ЮКОСом” — компания вовремя оплачивает все счета.

Минпромэнерго же переживает и за судьбу активов “ЮКОСа”. Минюст уже несколько раз объявлял о намерении продать для погашения долгов основное добывающее предприятие “ЮКОСа” — “Юганскнефтегаз”. Оганесян не возражает против самой идеи продажи активов, но только не по дешевке. А “Юганскнефтегаз” стоит не менее $12 млрд, считает чиновник, и у российских компаний таких денег просто нет. Поэтому купить его скорее всего смогут западные компании, резюмировал Оганесян.

Опрошенные “Ведомостями” нефтяные мейджоры не стали комментировать возможность покупки “Юганскнефтегаза”. В “Газпроме” утверждают, что он монополии неинтересен при любой цене. А менеджер “Роснефти” заявил “Ведомостям”, что у компании нет таких денег, зато много собственных проектов.

Аналитики уверены в грядущей продаже “Юганскнефтегаза”, но надеются, что государство не допустит остановки производства “ЮКОСа”. “Полная остановка невозможна, это отразится на всех рынках, цены на нефть сильно возрастут”, — полагает начальник аналитического отдела “Брокеркредитсервиса” Максим Шеин. С ним согласен аналитик “НИКойла” Лев Сныков, считающий, что власти дадут компании возможность осуществлять текущие платежи. А вот президент Института стратегической политики Владимир Милов настроен менее оптимистично: “Прекращение добычи возможно в ближайшее время. Для этого даже больше ничего не нужно делать”. Пострадают же от этого, по его мнению, регионы, получающие нефтепродукты с НПЗ “ЮКОСа”. Ведь компания в первую очередь будет стремиться выполнить экспортные контракты, за срыв которых предусмотрены серьезные штрафы, а выручка заложена в обеспечение кредитов, пояснил эксперт.



Ведомости