17.08.2004

Чебурашка оказался продажным



Эдуард Успенский протестует против коммерческого использования символа олимпийской команды

Символ олимпийской сборной России Чебурашка вновь оказался в эпицентре крупного скандала. Организаторы выступления нашей команды на Олимпиаде используют его для получения прибыли. Этим они нарушают ранее достигнутое соглашение о сугубо некоммерческом использовании образа популярного мультипликационного героя. Таковы основные тезисы открытого письма, с которым выступил "отец" Чебурашки Эдуард Успенский. На это писателя сподвиг тот факт, что в магазинах компании Bоsco Sport, являющейся одним из спонсоров нашей олимпийской команды, появились в продаже Чебурашки стоимостью 50 евро.

Копии популярнейшего мультперсонажа, одетые в фирменные футболки российской сборной с надписью 'Russian olympic team', изготовленные в Китае из далеко не самого качественного искусственного меха, сейчас продаются в магазинах сети Bоsco Sport по цене 50 боскар (внутренняя валюта компании Bosco di Ciliegi, единица которой приравнивается к одному евро) за штуку. 'Просим Вас ответить на вопрос: почему началась коммерция? - спрашивает в открытом письме, адресованном Олимпийскому комитету России (ОКР) и компании Bosco di Ciliegi писатель Эдуард Успенский, как известно, считающий себя единственным 'законным отцом' Чебурашки. - Может быть, собираются деньги на призы спортсменам или на подарки ветеранам спорта?.. И вот что удивительно: Чебурашка без спортивной формы в обычном ларьке стоит 300 руб. А в спортивной форме - 50 евро. Неужели эта красная маечка стоит 1490 рублей?', - язвительно интересуется Успенский.

Как ни странно, но, выступив с открытым письмом, писатель наотрез отказался прокомментировать ГАЗЕТЕ сложившуюся ситуацию. Впрочем, еще 5 августа в интервью нашему изданию Успенский заявил буквально следующее: 'Мы (Успенский с одной стороны и ОКР - с другой. - ГАЗЕТА) подписали договор о некоммерческом использовании образа, о закупке шести тысяч игрушек, которые будут розданы участникам Олимпиады. С моей стороны это было сделано безвозмездно... Олимпийский комитет купил игрушки и будет их дарить, а не продавать'.

Прояснить суть договоренностей об использовании образа Чебурашки, достигнутых между олимпийским комитетом и Эдуардом Успенским, у главы ОКР Леонида Тягачева не удалось. Между тем в интервью, опубликованном в ГАЗЕТЕ 5 августа, он заявил: 'Использовать Чебурашку - это была идея нашего партнера - Bоsco Sport. И утверждение Чебурашки как талисмана нашей делегации не прошло всех необходимых стадий. Намерения были самые благие - сделать узнаваемый талисман. В итоге вышла сложная история, где оказалось замешано множество творческих работников, причастных к созданию образа'. Остается только напомнить, что, говоря о 'сложной истории', Тягачев имел в виду протест, высказанный рядом ведущих российских мультипликаторов против использования образа Чебурашки в качестве символа олимпийской сборной. По их мнению, Успенский и ОКР должны были спросить на это согласие народного художника РФ Леонида Шварцмана - человека, нарисовавшего Чебурашку, - однако этого сделано не было. В ходе первого скандала с Чебурашкой выяснилось, что регистрация авторских прав на сказочного персонажа самим Эдуардом Успенским связана с массой неприятных подробностей и ущемлением авторских прав художников - авторов визуального изображения зверька. По некоторым данным, ушастый персонаж мог помочь заинтересованным лицам заработать немалые суммы, особенно на японском рынке. Тем удивительнее, по мнению мультипликаторов, выглядит заключенное Успенским индивидуальное соглашение о 'некоммерческом использовании' Чебурашки как талисмана российской сборной с ОКР и спонсорами команды.

Представители компании Bosco di Ciliegi, владеющей брендом Bosco Sport, от комментариев по поводу 'коммерческого использования' Чебурашки отказались, сославшись на то, что о претензиях Успенского они впервые услышали от корреспондента ГАЗЕТЫ. Впрочем, их нежелание общаться с прессой вполне объяснимо. Видимо, представители Bosco Sport еще не оправились от другого олимпийского скандала, разразившегося накануне отъезда наших спортсменов в Афины: напомним, что тогда члены женской баскетбольной команды заявили о том, что Bosco Sport не смогла предоставить им парадной формы необходимых размеров.

Газета