Кровь стынет в каналахВ новом телесезоне сериалы останутся главным источником благосостояния телеканалов. Будут они преимущественно российскими и без зверств. Крови обещают минимум, а костюмных историй из прошлого и экранизаций классики и современных авторов – максимум. Детективы, конечно, останутся, но будут менее жестокими. Каналы неохотно разглашают информацию о том, что ждет зрителей в следующем сезоне. К «Первому каналу», поддерживающему имидж «самого таинственного», примкнула «Россия», обещающая рассказать о своих планах только ближе к сентябрю. Но некоторые тенденции телесезона 2004/2005 можно предугадать. Сериалов будет много не только на СТС. НТВ начинает оправляться от удара, нанесенного в прошлом году, когда канал лишился так называемого сериального «пакета Досталя», который поделили «Первый», «Россия» и СТС. «Пакет Досталя» (названный по имени главы объединения «КиноМост») включал 540 часов популярных сериалов и 200 часов фильмов, среди которых: «Менты», «Агент национальной безопасности», «Черный ворон», – и объединял продукцию четырех производящих компаний, ранее входивших в холдинг «Медиа-Мост». Когда в 2002 г. пакет произведенных ими сериалов за $20 млн купило НТВ, были версии, что это часть схемы «Газпрома» по выкупу у Гусинского остатков активов «Моста». Основной упор делается на сериалы made in Russia, которые зритель любит. Запредельный рейтинг «Участка» на «Первом канале» в прошлом сезоне – по России 21,6% с долей 49% (данные TNS «Gallup Media») это доказал. Вообще, по данным «Комкона», современные российские сериалы предпочитает смотреть 43,7% опрошенных, советские сериалы жалуют 14,5%, а верность зарубежным сериалам хранят 27,3%. «Это устойчивая тенденция последних лет, – говорит Андрей Слепченко, руководитель проектов «Комкон-медиа». – Любой более или менее качественный российский ТВ-продукт привлекает больше внимания, чем зарубежный аналог. Своя рубашка ближе к телу, поэтому свои фильмы и сериалы понятнее, а потому интереснее. К тому же люди успели подустать от не очень качественных зарубежных сериалов начала 90-х. Почти все рейтинговые сенсации прошедших телесезонов – российские сериалы («Идиот», «Участок», «Бальзаковский возраст» и т. д.) Я уж не говорю о «Ментах», которые на «Первом канале» держат первое место уже на протяжении долгого времени». Успех сериала – вещь слабопредсказуемая. Предположить, что лубочный «Участок» окажется столь популярным, вряд ли кто мог. То же и с «Идиотом» на «России». Предсказать, что сериал, снятый по роману Достоевского, может не только собрать у экранов четверть населения страны (по данным TNS Gallup Media, по России рейтинг составил 9,5% при доле 25,2%), но и положит начало традиции превращать в сериалы классические романы, не брался никто. Классика Достоевский принес «России» не только победу на ТЭФИ во всех категориях, в которых был выставлен, и высокие рейтинги. Князь Мышкин, как когда-то «менты», открыл новый сериальный формат. После триумфа «Идиота» телеканалы увлеклись русской классикой. «Первый» реанимировал давнюю идею экранизировать «Анну Каренину», «обскакав» «Россию», которая тоже интересовалась этой идеальной мелодрамой. Снимать «Каренину» начал Сергей Соловьев, который – чудесное совпадение – мечтал об этом много лет. «Россия» решила перейти к ХХ веку: в мае Владимир Бортко начал снимать «Мастера и Маргариту», а летом канал выкупил у Александра Солженицына права на роман «В круге первом». Сценарий написал сам Солженицын, а снимать будет Глеб Панфилов. «Идиот» показал не только то, что экранизированная классика нравится публике, но и то, что если взялся за роман большого писателя, то уж денег на съемки и суперпопулярных актеров жалеть нельзя. В «Анне Карениной» сыграют Татьяна Друбич, Олег Янковский, Сергей Безруков, Александр Абдулов, Екатерина Васильева и др. В «Мастере и Маргарите» – Анна Ковальчук, Олег Басилашвили, все тот же Сергей Безруков (на этот раз в роли Иешуа), Александр Баширов, Александр Абдулов, Валерий Золотухин, Валентин Гафт, Нина Усатова, Роман Карцев и другие. По некоторым данным, «Идиот» стоил «России» $2,5 млн (по $200 000 за серию). Съемки «Мастера и Маргариты» и «Анны Карениной» будут стоить точно не дешевле, а может и дороже. Например, в «Карениной» только для съемок эпизода на скачках в Питере началось строительство ипподрома на месте бывших царских конюшен. Экранизации Строго говоря, первую попытку уйти от «ментов» к «красивым» российским сериалам предпринял в 2002 году «Первый канал», показав подряд пять серий «Азазеля» – первого романа акунинской серии про Эраста Фандорина. Рейтинг был приличным (доля смотревших по Москве, по данным TNS Gallup Media, составила 40%), а вот реакция критиков – негативной. Но «Первый» не испугался и делает еще два фильма про Эраста Петровича – «Турецкий гамбит» и «Статский советник». Первый снял звезда «Первого» Джаник Файзиев, а Фандорина сыграл звезда МХАТа и «Табакерки» Егор Бероев. «Статского советника» снял Филипп Янковский, а роль постаревшего Фандорина исполнил Олег Меньшиков. Все масштабно и красиво. Говорят, что государство выделило на съемки фильма около миллиона долларов, и это не единственная сумма, составляющая бюджет фильма. Но это говорят. Детективы-экранизации В детективах будет меньше крови. Потому что детективы экранизируют женские, а женщины ставят на интригу, а не на мордобой. «Россия» покажет продолжение «Каменской» (три новых фильма, в каждом из которых четыре серии). НТВ экранизировало роман еще одной дамы-детективщицы – Полины Дашковой – «Место под солнцем», в котором главную роль сыграет Анастасия Волочкова. На СТС – трио от Дарьи Донцовой, и к историям о Даше Васильевой и Евлампии Романовой прибавится эпос о Виоле Таракановой. Кстати, показатели у приключений дамочек-сыщиц в прошлом сезоне были вполне приличными: доля смотревших «Дашу Васильеву» – 19,8%, «Евлампию» посмотрело 18,9% (TNS Gallup Media по России). Детективы мужские тоже будут. НТВ покажет шестой сезон «Ментов» – последний фильм покойного Александра Капицы, продолжение «Разбитых фонарей». Это 16-серийный проект, в котором заняты (вместо Ларина и Дукалиса, перешедших в сериал «Настоящие менты» «Феникс-фильма») ведущие Муз-ТВ Оскар Кучера и Евгений Дятлов. Кстати, последний сезон «Ментов» в старом составе покажет СТС. Там же мы увидим сериал «Клоунов не убивают» с Леонидом Якубовичем в главной роли и сериал по роману Георгия Вайнера «Умножающий печаль». Приключения НТВ покажет «Графа Крестовского» – классический сюжет романа «Граф Монте-Кристо» о несправедливости и возмездии за предательство, перенесенный в наши дни. Вместо Марселя – Баку, вместо Парижа – Москва. Главного героя в молодости играет молодой актер Михаил Дорожкин, в роли графа Крестовского, вышедшего на тропу мщения, – Александр Балуев. На СТС в новом телесезоне выйдут «Кавалеры Морской звезды». Этот сериал должен был стать одним из главных проектов сезона-2003/2004, но был отложен до следующей осени. «Россия», будем надеяться, покажет, наконец, сериал «Человек-амфибия», которым грозила поразить зрителя еще в прошлом сезоне. По некоторым данным, стоимость каждой серии составляла, по первоначальным прикидкам, $250 тыс., однако реально она, видимо, достигла $320 тыс. Так что промахнуться и поставить фильм в «не то время» каналу не хотелось бы. Любовь Заграничная будет представлена шестым сезоном «Секса в большом городе» на НТВ. На канале пока не решили, начнут ли сразу с невиданных здесь доселе серий или сначала повторят старые, а потом уже покажут новые. Кстати, такого успеха, как в США, у нас сериал не имел, чего не скажешь о грубой попытке адаптировать происходящее в сериале к нашей действительности – сериале «Бальзаковский возраст». Российская версия даже позволила НТВ обойти в какой-то момент «Первый» и «Россию», чего не случалось уже давно. Видимо, сказывается любовь русского зрителя к отечественным сериалам. СТС продолжит линейку «Русские сериалы» страданиями «Дорогой Маши Березиной» – 60-серийной историей из жизни моделей. Бюджет одной серии составляет $100 тыс., что больше даже, чем у зимнего хита канала «Бедной Насти» ($11 млн на 120 серий). Газета.RU |