Потух «Русский фокус»Редакция журнала «Русский фокус» сообщила об остановке выхода издания. Вообще-то, разговоры об этом шли давно. Последние две недели на рынке говорили о том, что журнал при смерти, а во вторник стало понятно, что чуда не произошло и уже не произойдет. Правда, в пресс-релизе издания сообщается: «Продолжение выпуска еженедельника по ранее анонсированному графику при поддержке прежних инвесторов не представляется возможным в нынешней ситуации». Такие случаи бывали: например, с еженедельной газетой «Век», которая оказалась без спонсора, но затем сменила владельца и теперь выходит под брэндом «Родная газета». Костяк коллектива изданию удалось сохранить. То есть у редколлегии журнала еще теплится надежда, что он будет выходить при поддержке другого спонсора. Еженедельный журнал «Русский фокус» начал регулярно издаваться в марте 2001 года. С этого момента вышло 153 номера. Журнал позиционировался как продукт, нацеленный на политическую и экономическую элиту страны. Публиковались как оригинальные материалы авторов журнала, так и статьи, выходящие в соответствии с соглашением о синдикации с журналом The Economist. Изначально инвестором журнала был Николай Аксененко, тогда министр путей сообщения, но примерно полгода назад это финансовый источник иссяк. Похоже, что денег на продолжение издания журнала найти не удалось. «Проблемы с инвестором начались у журнала с октября, а совсем серьезными стали в марте, – рассказал «Газете.Ru» один из сотрудников. – Издание могло выйти на окупаемость в ближайшее время, но, видимо, его просто решили вычеркнуть из списка живых». Сотрудник так охарактеризовал ситуацию: «Проблемы были не у нас с инвесторами, а у инвесторов, которыми были недовольны. Не мы». Но и чисто экономические причины тоже были. Согласно прогнозу рекламного агентства ZenithOptimedia (холдинг Publicis Groupe), объем рекламного рынка в России в 2004 году вырастет на 24,3% и составит $3,268 млрд. При этом объем рекламных поступлений на российском журнальном рынке увеличится на треть – с $300 млн до $400. Но львиная доля прироста придется на «глянец». И почти не коснется журналов, которые принято называть общественно-политическими. Сказывается падение интереса аудитории к политике. В то же время количество таких изданий за прошлый, предвыборный год выросло. У изданий, которые не закрылись сразу после выборов, падают тиражи и, как следствие, возникают серьезные проблемы с рекламой. Средний класс, на который они в первую очередь рассчитаны, растет медленно. Да и аудитория таких журналов более ограниченна, чем, например, у женских или кроссвордных журналов. По данным TNS Gallup Media, с декабря 2003 по апрель 2004 AIR (Average Issue Readership – среднее число читателей одного номера издания) «Фокуса» по Москве составило всего 22,4 тыс. человек (или 0,3%). То есть «своя» небольшая аудитория у журнала была. Но для более или менее самостоятельного существования ее было явно не достаточно. Следующим кандидатом на закрытие считают «Еженедельный журнал», в просторечии именуемый «ЕЖ», который в силу своей редакционной политики сталкивается с настолько серьезными проблемами, что оказался близок к закрытию. «ЕЖ» ориентирован на «оппозиционно настроенную» аудиторию, и количество его читателей неуклонно снижается. По данным TNS Gallup Media, с декабря 2003 по апрель 2004 года AIR «ЕЖа» в Москве составило всего 41,4 тыс. человек (или 0,5%). Выжить журналу позволило только то, что владелец журнала Владимир Гусинский выделил очередной транш. Теперь все гадают, последуют ли очередные вливания или рынок попрощается еще и с «ЕЖом». Газета.RU |