01.09.2004

У ГКРЧ появились выделения



Угроза того, что клиенты сотовых компаний могут остаться без номеров, ликвидирована. Госкомиссия по радиочастотам наконец-то утвердила положение об их выделении. Отбирать частоты у операторов связи теперь тоже стало легче.

Из-за мартовской реформы правительства развитие крупнейших сотовых компаний России оказалось под угрозой: Минсвязи упразднили, и некому стало выдавать лицензии и выделять частоты. Но теперь все налаживается. Во вторник стало известно, что на днях Государственная комиссия по радиочастотам (ГКРЧ) наконец-то утвердила положение о выделении радиочастот.

Помимо ГКРЧ, которую возглавляет министр Рейман, в обсуждении документа принимали участие Федеральное агентство связи (Россвязь), Главный радиочастотный центр (ГРЧЦ), а также представители Минобороны и Федеральной службы охраны (ФСО). Во времена СССР все частоты контролировали силовики, и до сих пор для гражданских проблема согласовать с ними действия в этой области.

Документ называется «Положение о порядке проведения экспертизы, рассмотрения материалов и принятия решения о присвоении (назначении) радиочастот или радиочастотных каналов для радиоэлектронных средств в пределах выделенных полос радиочастот».

Как ясно из названия, документ регламентирует все стадии, от экспертизы запроса до выдачи разрешения. Согласно утвержденному положению, после получения запроса оператора ГРЧЦ проводит экспертизу частот и направляет письма в ФСО и Минобороны, чтобы удостовериться, что запрошенные частоты не заняты. Ответ силовики должны дать в течение 75 дней. Если заключение ГРЧЦ будет положительным, Россвязь выдаст оператору разрешение на использование частот – на все действия отводится 120 дней.

ГРЧЦ, как и раньше, работает на договорной основе. Цена его экспертизы для сотового оператора колеблется от $1 тыс. до $100 тыс. в зависимости от количества базовых станций (вышек), которые тот планирует установить. Россвязь же, как утверждают чиновники, выдает свое разрешение совершенно бесплатно.

Юрий Лысенко, заместитель директора ГРЧЦ, считает, что положение позволит сократить срок экспертизы с 6 до 4 месяцев. Но уверенности у него нет, поскольку много времени может уйти на переписку между военными ведомствами и ГРЧЦ. Поэтому, несмотря на параграф, устанавливающий срок в 4 месяца, с момента подачи заявки до получения частоты может пройти около полугода. Лысенко утверждает, что только в течение сентября количество разрешений (по уже поданным заявкам) перевалит за тысячу.

По словам Лысенко, в течение 8 месяцев велись «боевые действия»: «Это время было потрачено на то, чтобы облегчить жизнь операторам». Рабочая группа ГКРЧ собиралась почти каждую неделю, но никак не могла прийти к компромиссу. С 1 января вступил в силу новый закон «О связи», но нормативные акты к нему не были прописаны. К тому же 9 марта президент провел административную реформу, в результате которой было упразднено Минсвязи. «Люди (участники ГКРЧ – «Газета.Ru») не понимали, кто за что отвечает, у кого какие полномочия», – поясняет Александр Попов, руководитель информационно-аналитического отдела ГРЧЦ.

Все разногласия между участниками ГКРЧ (Россвязью, ГРЧЦ, Минобороны и ФСО) – а они не редкость – решаются на комиссии. При этом военные могут упереться и требовать сохранить за ними определенные частоты, якобы им необходимые для охраны государства. Но, как оказалось, даже если участники ГКРЧ договорятся и оператор получит частоты, по новым правилам их в любой момент могут отобрать.

«Россвязь при выдаче разрешения… доводит до сведения заявителя о праве государства вводить временные ограничения (запреты) на использование радиочастот или радиочастотных каналов и работу на передачу РЭС (радиоэлектронных средств) при проведении специальных мероприятий и в чрезвычайных ситуациях», – гласит 43-й пункт «Положения».

«Нарушения законодательства в этом требовании нет. Но при ограничении использования частоты компании придется компенсировать клиентам убытки. Если компания откажется компенсировать убытки, она нарушит действующее законодательство», – считает Дмитрий Янин, председатель правления Международной конфедерации обществ потребителей (КонфОП). Операторы так довольны тем, что наконец-то утверждены сроки назначения частот, что возможность ограничения использования этих частот их не пугает.

Марина Белашева, пресс-секретарь ОАО «МегаФон», соглашается с юристом Яниным в том, что это положение не нарушает права компаний. «По российскому законодательству коммерческие предприятия радиочастотным спектром пользуются на вторичной основе, это означает, что приоритетное право на использование ресурса принадлежит государству», – говорит она.

«Новое положение оказывается более жестким: явно усиливается роль государства в отрасли – появляется реальная функция контроля. Теперь будет реально работать механизм прекращения или отбора лицензий у компаний, которые нарушают условия их использования», – отмечает Татьяна Толмачева, аналитик исследовательской компании Iks-Consulting. К сожалению, на рынке не исключают, что этот механизм может быть использован для давления на компании: при желании найти нарушения в использовании лицензий очень просто.

Газета.RU