03.09.2004

Блокада ЮКОСа. Басманный суд Москвы в четверг принял решение арестовать счета всех производственных предприятий ЮКОСа



В компании уверены, что цель ареста – помешать ЮКОСу вовремя расплатиться с судебными приставами. ЮКОС пугает приостановкой деятельности компании, на рынке ждут банкротства.

Решение о наложении на счета дочерних компаний ЮКОСа накопительного ареста на сумму 76,898 млрд рублей было принято судом еще 31 августа, но информацию об этом пресс-служба компании распространила только через два дня, причем от самой компании.

«31 августа Басманный суд города Москвы удовлетворил ходатайство Генеральной прокуратуры России о наложении накопительного ареста в сумме 76 млрд рублей на денежные средства, находящиеся и поступающие на счета основных производственных предприятий НК ЮКОС», – говорится в пресс-релизе ЮКОСа. «Арест привел к полной блокировке счетов дочерних предприятий компании и лишил их возможности осуществлять любые расчеты, включая расчеты по заработной плате, налоговым платежам и текущей производственной деятельности», – предупреждает компания.

Счета арестованы в рамках уговного дела, возбужденного Генпрокуратурой 30 августа по факту уклонения от уплаты ЮКОСом налогов в особо крупных размерах. А поскольку возбудить уголовное дело против компании по закону невозможно, прокуратуре пришлось найти конкретного ответчика по этому делу, объяснил «Газете.Ru» один из адвокатов, знакомых с делом ЮКОСа. «Крайней» – ответственной за все налоговые прегрешения ЮКОСа – прокуроры объявили гендиректора ООО «ЮКОС-ФБЦ» Ирину Голубь. «ЮКОС-ФБЦ» обеспечивает бухгалтерское обслуживание НК ЮКОС и большинства ее дочерних компаний.

Бросается в глаза вопиющая несообразность обвинения. «Удовлетворенное судом ходатайство исходит из невероятного предположения, что на счетах предприятий НК ЮКОС находятся средства, принадлежащие частному лицу – генеральному директору ООО «ЮКОС-ФБЦ» Ирине Голубь», – отмечается в пресс-релизе компании. Это не единственное противоречие в позиции Генпрокуратуры. Так, следствие утверждает, что Ирина Голубь не только уклонилась от уплаты налогов, но и присвоила эти средства. В то же время бухгалтеру ЮКОСа не было предъявлено (Генпрокуратурой. – «Газета.Ru») обвинение в хищении средств компании – по мнению следователей, «добытые преступным путем» средства она хранила на счетах дочерних компаний ЮКОСа.

Эта безумная версия и стала основанием для наложения ареста на упомянутые счета. «Совершенно очевидно, – уверены в компании – что отдельные представители Генеральной прокуратуры, понимая, что компания делает все возможное для погашения в кратчайшие сроки всей суммы определенной судом налоговой задолженности за 2000 год, предприняли меры, чтобы воспрепятствовать этому».

К середине сентября, утверждают в ЮКОСе, сумма, выплаченная по решению суда, должна была достичь $2,5 млрд, а к концу месяца компания намеревалась погасить всю начисленную задолженность. «Своими действиями следователь Генпрокуратуры фактически удвоил налоговую задолженность НК ЮКОС и заблокировал денежные средства предприятий компании», – утверждают в компании. ЮКОС намерен обжаловать решение об аресте счетов.

Средства, которыми ЮКОС расплачивается с судебными приставами, компания получает в том числе и от продажи своих активов. Первой стала сделка по продаже ТНК-ВР за $357 млн принадлежащей ЮКОСу доли в газодобывающей компании «Роспан Интернешнл». В понедельник стало известно о завершении еще одной подобной сделки. Принадлежащая ЮКОСу Avery Worldwide Limited продала венгерской MOL Plc 22,5% акций Ural oil and gas, которая владеет лицензией на освоение Федоровского нефтегазового блока в Западно-Казахстанской области. Всего ЮКОС через свою дочернюю компанию до этой сделки владел 77,5% акций Ural oil and gas. «Газпром» намерен участвовать в аукционе по продаже газотранспортного предприятия MOL – MOL Transmission. Шансы на победу российского газового монополиста аналитики расценивают как высокие.

Откуда взялась сумма в 76 млрд долларов, совершенно не ясно. Разъяснить это «Газете.Ru» не смог ни один из адвокатов ЮКОСа, ни аналитики, ни представители самой компании. «Для того чтобы это понять, нужно быть участником процесса», – заметил один из собеседников «Газеты.Ru». Генпрокуратура и вовсе молчит: она не только не комментируют ситуацию, но даже не сообщила о самом судебном решении.

На рынке к заявлениям ЮКОСа о скором конце уже привыкли и говорят о них без особого почтения. «Пресс-релиз любопытный и очень эмоциональный, – отмечает аналитик ИГ «Регион» Константин Гуляев, – но вызывает много вопросов. Прежде всего непонятно, зачем компании потребовалась пауза между извещением об аресте счетов и обнародованием этой информации».

Это можно было бы понять, если бы решение было принято в пятницу: впереди два выходных дня, соответственно, компания может раскрыть информацию в понедельник, считает аналитик. Но когда решение принято во вторник, а пресс-релиз появляется в четверг, это на рынке вызывает недоумение.

К некоторым утверждениям пресс-службы компании Константин Гуляев относится с определенной долей скепсиса. Например, в пресс-релизе утверждается, что арест счетов не дает компании возможности платить заработную плату работникам.

«Такие вопросы регулируются Гражданским кодексом, – объяснил Константин Гуляев. – Поэтому вряд ли суд мог вынести запрет на выплату зарплаты». В целом аналитик оценивает пресс-релиз компании как очередную попытку нагнетания обстановки.

«Менеджмент ЮКОСа давно ведет своего рода PR-кампанию под лозунгом: «Чем хуже, тем лучше», – заметил Константин Гуляев. Он также обращает внимание на то, что в пресс-релизе ответственность за любые возможные проблемы компании возлагается на представителей государства. «Не исключено, что руководство компании готовится вообще выйти из бизнеса», – предполагает в этой связи Константин Гуляев.

Другие аналитики, впрочем, относятся к происходящему более серьезно. «То, что произошло, действительно серьезно угрожает деятельности компании, –считает аналитик ИГ «Проспект» Дмитрий Мангилев. – ЮКОС уже неоднократно заявлял о готовности приостановить работу, но всегда находились какие-то возможности продолжить финансирование. Сейчас мы таких возможностей не видим».

Логичным продолжением Дмитрий Мангилев видит скорое банкротство компании. «Это произойдет не в ближайшие день-два, – оговорился аналитик, – но уже довольно скоро. Как, собственно, и ожидалось».

Газета.RU