Рецепт "Аэрофлота". Как укрупнить компанию за счет приватизацииИлья Хренников Ведомостям стал известен новаторский способ приватизации, предложенный Аэрофлотом, перевозчику достанутся госпакеты региональных авиакомпаний, а государство получит в обмен дополнительные акции Аэрофлота, которые сможет выгодно продать на фондовом рынке. Аналитики считают эту идею интересной, а конкуренты авиакомпании опасной и несправедливой.
В начале этого года гендиректор Аэрофлота Валерий Окулов открыто объявил о стремлении компании увеличить свою долю на рынке за счет приобретения региональных авиаперевозчиков. В начале августа Аэрофлот купил Архангельские авиалинии. А гендиректор Аэрофлота по экономике и финансам Михаил Полубояринов рассказал недавно журналистам, что у компании разработана еще и некая схема приобретения авиаперевозчиков, контролируемых сейчас государством. Источник в авиакомпании пояснил Ведомостям, в чем состоит эта идея: не приватизировать госпакеты региональных авиакомпаний, а вносить их в уставный капитал Аэрофлота в счет допэмиссии его акций. А уже дополнительные акции укрупненного Аэрофлота государство может продавать на открытом рынке. Независимые оценщики считают стоимость 51%-ного госпакета авиакомпании Х и он конвертируется, допустим, в 2% акций "Аэрофлота" высоколиквидной крупной компании с капитализацией свыше $1 млрд. Государство может продать эти 2% на российской или иностранной бирже и выручить больше денег, чем от приватизации этой отдельно взятой авиакомпании, объясняет собеседник Ведомостей. По его словам, эту идею Аэрофлот обсуждает с чиновниками Минэкономразвития и Агентства по управлению федеральным имуществом (ФАУФИ), но пока официально не представлял ее ни в правительство, ни совету директоров. Сейчас государству принадлежат по 51% KrasAir, Домодедовских авиалиний и Владивосток Авиа, около 45% АК Самара. А Дальавиа и Кавминводыавиа, АК Татарстан, Башкирские авиалинии, Пулково и Россия полностью государственные. Аналитик ИК Ренессанс Капитал Наталья Загвоздина называет план Аэрофлота интересным вариантом консолидации отрасли. Схема достаточно изящна и достойна рассмотрения, говорит гендиректор авиакомпании UTair Андрей Мартиросов. Хотя я, как руководитель частной авиакомпании, был бы не в восторге от этого решения. Оно подменяет принципы равнодоступности и ограничивает участие в приватизации других потенциальных претендентов. Сотрудник Сибири говорит, что государство вправе распоряжаться своим имуществом как сочтет нужным, но сначала от приватизируемых авиакомпаний надо отделить аэропорты. Замдиректора ФГУП Кавминводыавиа Борис Лейкин с сомнением относится к идее Аэрофлота. Укрупнение авиаперевозчиков это объективная необходимость, но почему именно "Аэрофлот" должен всех присоединять, воссоздавать монополию? Есть и другие варианты, говорит он. Член совета директоров Аэрофлота от Национальной резервной корпорации Леонид Душатин удивился, узнав про такую идею: Хорошо, что "Аэрофлот" ставит вопрос о консолидации других перевозчиков, но хотелось бы обсудить эту схему на совете директоров, чтобы были учтены интересы частных акционеров. А генпредставитель авиакомпании KrasAir Сергей Яновой говорит, что спрашивать надо и миноритарных акционеров присоединяемых компаний. Не могу комментировать в отношении KrasAir, но во многих компаниях такие решения требуют 2/3 голосов на собрании акционеров. И частные акционеры могут заблокировать сделку по присоединению к Аэрофлоту. Чиновник ФАУФИ отмечает, что похожие схемы укрупнения авиакомпаний уже применяются: Сейчас идет процесс присоединения авиакомпании "Хакасия" с госпакетом в 75% акций к компании "Владивосток Авиа" с госпакетом 51%, в итоге в укрупненной компании получилось 54% акций у государства. А источник в Минэкономразвития говорит, что предложение Аэрофлота на первый взгляд привлекательно выглядит с точки зрения бюджетной эффективности, но его надо тщательно проанализировать и просчитать последствия. Ведомости |
|||