Ненужный экспорт. Россия может потерять право на продажу черной икрыОльга Проскурнина Ринат Сагдиев Екатерина Кудашкина Из-за казуса административной реформы Россия рискует окончательно утратить свои позиции на международном рынке черной икры. Как стало известно Ведомостям, чиновники позабыли определить, кто будет передавать заявки на экспорт в международную организацию при ООН, квотирующую торговлю икрой. Это уже не первый случай подобной небрежности российских властей в икорном вопросе. Ограничение международной торговли черной икрой действует с 1998 г. Тогда Конвенция ООН по охране дикой природы (CITES) ввела международную систему квот на вылов осетровых и экспорт черной икры в связи с резким ростом браконьерства на Каспии, где добывается 90% этого продукта. Легальные поставки черной икры на мировой рынок после этого сократились, а доля России в них резко упала. Так, если в 1997 г. наша страна экспортировала 450 т икры в год (вслед за ней шел Иран со 150 т), то в августе 2003 г. CITES разрешила прикаспийским государствам экспортировать около 147 т икры, причем 78,8 из них Ирану и 30,3 России. В прошлом году из-за промаха чиновников российские экспортеры черной икры не смогли поставить ее на мировые рынки в сезон к Рождеству. Тогда Госкомрыболовство распределило квоты между поставщиками не в августе, а в конце декабря. На этой неделе CITES планировала провести совещание по вопросу об икорных квотах этого года. Но, как рассказал Ведомостям заместитель генерального секретаря этой организации Джим Армстронг, мероприятие пришлось отменить из-за отсутствия заявок России и Туркменистана. На таких встречах требуется присутствие всех стран [экспортеров], пояснил он. И от России мы до сих пор никакого ответа не получили. В качестве возможной причины этого Армстронг назвал то, что в последнее время в Москве прошли некоторые перестановки [в органах власти]. Исполнительный директор Ассоциации предприятий по добыче и воспроизводству осетровых Валерий Пальцев напоминает, что до административной реформы с CITES общалось Госкомрыболовство. После этого функции планировалось передать Росветнадзору, однако в положении о службе такие полномочия не прописаны. [Сейчас] никто не имеет формального права говорить с секретариатом CITES, констатирует Пальцев. Один из бывших руководителей Госкомрыболовства подтверждает, что Росветнадзор должен был получить функции административного органа CITES по осетровым вместе с рыбоохранной службой. По словам информированного источника в аппарате правительства, эти полномочия закреплены за ведомством, хотя и не упомянуты в положении. Сотрудник пресс-службы Минсельхоза, в чьем ведении находится Росветнадзор, говорит, что функции переговорщика с CITES из документа просто выпали, из-за чего и возникла легкая неразбериха. Само министерство, говорит он, уже подготовило проект заявки на икорные квоты и планирует в ближайшее время согласовать его с правительством. При этом, утверждает источник, никаких приглашений на совещание по квотам на экспорт икры от CITES Росветнадзор не получал, и Минсельхозу ничего не известно о том, что это совещание было отложено по вине России. По данным Ассоциации предприятий по добыче и воспроизводству осетровых, в прошлом году объем экспорта российской черной икры составил $15 млн. На внутреннем рынке мы таких денег за икру не получим, говорит Пальцев. Обычно вся легально добытая черная икра идет на экспорт, поясняет замдиректора департамента рыбохозяйственной политики Минсельхоза Анатолий Макоедов. Ни одно официально работающее предприятие не поставляет этот продукт на внутренний рынок. Директор по внешним связям швейцарской компании Planet Caviar Артур Меграбян отмечает, что оптовые цены на икру в Европе пока не изменились: иранская стоит 550-600 евро за 1 кг, российская $400-450 за 1 кг. [После путаницы с квотами в прошлом году] на России многие традиционные импортеры уже поставили крест, [решив, что] у вас с икрой постоянные проблемы, поясняет Меграбян. Ведомости |