06.09.2004

Отголосок ценовой войны. Рынок ноутбуков растет, а их цены падают



Роман Дорохов

Согласно опубликованным на прошлой неделе отчетам аналитиков, российский рынок ноутбуков продолжает расти на 120-160% в год. Вскоре выйти на этот рынок собирается один из крупнейших отечественных сборщиков персональных компьютеров — Kraftway Computers. Другие представители компьютерного бизнеса считают оценки аналитиков завышенными и говорят, что в апреле 2004 г. продажи ноутбуков пошли на спад.


По данным IDC, во II квартале 2004 г. в России было продано около 105 000 ноутбуков – на 163,8% больше, чем во II квартале 2003 г., при общем росте российского рынка персональных компьютеров на 22,5%. По статистике Gartner Group, продажи ноутбуков за это время выросли на 120,9% до 121 000 штук. Рынок ПК в целом со II квартала 2003 г. по II квартал 2004 г. вырос, согласно Gartner Group, на 19,6%.

Из-за неблагоприятной конъюнктуры рынка крупный российский производитель компьютеров DEPO Computers отменил старт проекта по выпуску мобильных ПК, запланированный на сентябрь. По словам скептиков, перепроизводство ноутбуков во всем мире привело к снижению доходности этого бизнеса.

Аналитик IDC по рынку персональных компьютеров Андрей Верховод ожидает, что в 2004 г. отечественный рынок ноутбуков продолжит быстро расти. “В начале года мы прогнозировали более чем двукратное увеличение рынка ноутбуков в России — этот прогноз остается неизменным”, — комментирует аналитик результаты II квартала 2004 г. По данным IDC, в 2003 г. в России было продано менее 230 000 ноутбуков. Верховод считает, что в 2005 г. темпы роста рынка снизятся и не превысят 40%. По его словам, росту продаж помешает невысокий уровень дохода населения.

Многие игроки считают, что продажи ноутбуков в России намного ниже, чем об этом рапортуют аналитики. В оценках экспертов сомневается гендиректор DEPO Computers Александр Баринов. Сейчас, говорит он, цены на ноутбуки во всем мире упали из-за их перепроизводства. Особенно сильно снижение цен затронуло сегмент компьютеров дешевле $1000, рассказывает он. При этом, признает Баринов, во II и III кварталах в России ноутбуки продаются не так активно, как на это рассчитывали в DEPO Computers. “Поэтому мы приняли решение отложить запуск программы по выпуску ноутбуков, запланированный на сентябрь”, — заявил он.

Данные аналитических агентств считает завышенными и гендиректор Kraftway Computers Алексей Кудрявцев. “Но сам факт беспрецедентного роста сегмента ноутбуков в России налицо, — уверен он, — также бесспорен и факт замещения настольных систем мобильными. Он является мировой тенденцией, а следовательно, скоро она проявится и в России”. Поэтому, говорит Кудрявцев, выход новых игроков на рынок ноутбуков — насущная необходимость для развития их бизнеса. По его словам, вскоре должен стартовать проект Kraftway Computers, в котором компания делает ставку на корпоративных пользователей.

“То, что публикуют аналитики, не соответствует действительности”, — уверяет начальник отдела маркетинга Rover Computers Андрей Андреев. По его словам, в начале апреля на этом рынке началась стагнация, связанная с появлением на рынке недорогих моделей западных производителей по бросовым ценам. “Это отголосок ценовой войны Dell Computer и Acer, — считает Андреев. — Он ударил по всему рынку”. Сейчас, признает он, продажи ноутбуков в розницу вообще упали и пока ситуация не улучшается. А глава московского представительства Dell Александр Чуб с такой оценкой не согласен. “Речь идет не о ценовой войне, у нас есть осознанная стратегия расширения бизнеса в России”, — рассказывает он.



Ведомости