Пивовары в замешательстве. Они ждут разъяснений к новому закону "О рекламе"Антон Сарайкин Андрей Панов Глеб Крампец Вчера вступили в силу поправки в федеральный закон О рекламе, существенно ограничивающие рекламу пива. Уже с сегодняшнего дня территориальные управления Федеральной антимонопольной службы (ФАС) начнут проверку исполнения нового варианта закона. Пивовары же требуют от властей разъяснений некоторых положений закона и опасаются произвола со стороны региональных антимонопольщиков.
Начальник отдела по контролю и надзору за соблюдением законодательства о рекламе петербургского ТУ ФАС Наталья Плошкина говорит, что проверки исполнения поправок к закону О рекламе начнутся уже сегодня. Любые несоблюдения закона будут наказываться штрафами в размере 400-500 МРОТ, а при повторном нарушении от 2000-5000 МРОТ, говорит она. Пивовары обвиняют власти в поспешности, так как отдельные положения нового закона оказались прописаны недостаточно четко. В распоряжении Ведомостей оказались письма, которые в пятницу отправили в ФАС, администрацию президента РФ и Минэкономразвития руководители компаний SUN Interbrew и Ярпиво. Президент SUN Interbrew Джо Стрелла просит пояснить, относится ли требование размещать предупреждения о вреде пива только к рекламе в СМИ и наружке или также к фирменным холодильникам, посуде, таре, пивным кранам и другим элементам торговли. Стрелла опасается, что территориальные управления ФАС могут допускать разные толкования этого пункта закона вплоть до приказа изъять из ресторанов и магазинов всю фирменную атрибутику компании. В мире эти положения не применяются даже к крепким спиртным напиткам простое изъятие из оборота указанного спорного перечня приведет к остановке производства и продаж пива в России, говорится в письме Стреллы. Плошкина заявила, что на сопутствующей атрибутике или палатках, на которых есть изображение пивных брэндов, также нужно ставить предупреждение о вреде этого напитка для здоровья объемом в 10% от площади рекламной поверхности. Это тоже реклама, считает она, однако мы будем учитывать, что пивовары просто не смогут [вовремя] поставить предупреждения. Мы согласуем с ФАС сроки, до которых обязуем [пивоваров] поставить на эту продукцию предупреждения. Письма подобного содержания подготовили и некоторые другие пивоварни. Сегодня с аналогичными просьбами к властям могут обратиться российские заводы Efes и Heineken. По словам менеджера по связям с общественностью Пивоварни Москва-Эфес Кирилла Устинова, в компании обеспокоены тем, что в отсутствие ясности в трактовке принятых поправок действия региональных управлений ФАС могут привести пивную отрасль к убыткам в десятки миллионов долларов. Мы хотим достигнуть диалога с властью, чтобы избежать нанесения финансового ущерба пивным компаниям, вторит замгендиректора Пивоварни Хейникен Сергей Санне. Старший вице-президент Sun Interbrew Ирина Кибина оценивает инвестиции в торговлю пивоваренными компаниями в России в более 300 млн евро. Складывается ситуация, когда производителям пива и системе торговли предлагается вернуться как минимум на 10 лет назад, говорит Кибина. Союз пивоваров отправил подобное письмо в ФАС еще неделю назад. Помимо того, что считать рекламным сообщением, авторы просят объяснить еще ряд положений, недостаточно четко прописанных в законе. Например, пивовары просят объяснить, как поступать с образами животных и людей, изображенных на этикетках пива, могут ли рекламировать пиво несуществующие в природе, мифические персонажи, необходимо ли размещать предупреждение о вреде пива на этикетках и пр. По словам заместителя исполнительного директора союза Александра Троицкого, пивовары ожидают ответа от ФАС на этой неделе. В середине прошлой недели руководитель ФАС Игорь Артемьев сказал Ведомостям, что в ближайшее время его ведомство даст ответ пивоварам. В пределах нашего понимания мы разъясним нашу точку зрения, посоветовавшись с другими органами исполнительной власти, говорит Артемьев. По его словам, в случае необходимости по согласованию с правительством антимонопольная служба может инициировать некоторые уточнения закона, которые бы позволили однозначно толковать ту или иную норму. А высокопоставленный источник в ведомстве уточнил в пятницу, что необходимый экспертный совет уже создан и готовит методические рекомендации территориальным органам ФАС. Предварительно мы обсудим эти рекомендации с рекламным сообществом и самими пивоварами, заверил чиновник. На подготовку комментариев службе понадобится две-три недели. При этом источник отметил, что действия территориальных органов не будут блокироваться: Если кто-то ими будет недоволен, он может направить жалобу на решение к нам и мы будем разбираться на месте. Ведомости |
|||