Японцы все-таки идут. Руководство Toyota призналось в стремлении построить автозавод в РоссииЮлия Федоринова Toyota впервые официально призналась, что может построить завод в России. Конкретных решений пока не принято, но компания уже начала поиск площадки для строительства завода. Эксперты считают решение японского автомобилестроителя правильным, ведь производствами в России уже обзавелись компании, продающие здесь куда меньше машин, чем Toyota.
О возможности появления завода Toyota в нашей стране не первый год говорят российские чиновники, об этом упоминали в беседах с японскими журналистами и анонимные представители самой корпорации. В середине августа японская газета Нихон кэйдзай сообщила, что завод Toyota мощностью 15 000 машин в год может появиться в Нижегородской или Московской области уже в 2008 г. Но официальная позиция Toyota всегда состояла в том, что решение о строительстве завода может быть принято, когда ежегодные продажи в России перевалят за 50 000 шт. Корпорация уже приближается к этому показателю: в первом полугодии нынешнего года в России было продано более 19 000 Toyota, а вместе с маркой Lexus более 21 000 автомобилей. Вчера председатель совета директоров Toyota Хироси Окудо впервые публично подтвердил, что Toyota готовится к строительству завода в нашей стране. Россия единственная крупная страна, где у нас еще нет сборочного производства, поэтому мы должны как можно быстрее продвигаться в этом вопросе, цитирует Окудо японское информагентство Kyodo. В российском представительстве Toyota Ведомостям подтвердили, что Окудо сделал подобное заявление, но подчеркнули, что решение об организации сборочного производства не принято. Мы лишь по-прежнему изучаем этот вопрос, отметил сотрудник представительства. Но чиновник одного из профильных министерств сообщил Ведомостям, что в начале лета переговоры с японским концерном активизировались и, хотя они по-прежнему носят предварительный характер, Toyota, по его словам, уже начала искать площадку для завода. Предложенная [российской стороной] Нижегородская область рассматривается Toyota не как единственный вариант. Концерн смотрит на все регионы европейской части страны. Они сами хотели бы [площадку] в Московской области из-за развитой инфраструктуры, отмечает собеседник Ведомостей. Чиновник не берется прогнозировать, как долго могут продлиться переговоры с Toyota, и предполагает, что у концерна пока нет даже бизнес-плана проекта в России. Во всяком случае, в разговорах с нами они не называют ни объем инвестиций, ни модели, которые они могли бы в России собирать, ни объем производства, рассказывает он. Однако даже конкуренты считают, что для прихода Toyota в Россию сейчас самое время. Российский рынок бурно развивается. Здесь продается более 1 млн машин в год. В мире есть всего шесть стран с таким показателем, говорит Павел Лешаков, пресс-секретарь компании "Автотор", собирающей ряд моделей Kia, BMW, Land Rover и GM. Если японцы не поторопятся, могут и опоздать. А представитель АвтоВАЗа думает, что открытие завода Toyota в России было бы хорошей новостью для всего автопрома, ведь вслед за концерном в страну придут и многие иностранные производители автокомпонентов. И лишь в Volkswagen, который сам на прошлой неделе впервые официально признался в стремлении построить в России завод, считают, что торопиться Toyota некуда. Здесь вопрос не в скорости. Мы не хотим, чтобы наше производство в России заключалось в примитивной отверточной сборке. Для более эффективного производства надо тщательно проработать все пути, замечает представитель Фольксваген Групп Рус Андрей Гордасевич и предполагает, что Toyota могла выбрать ту же стратегию. А эксперты полагают, что в России Toyota могла бы собирать модели Carolla или Camry. Это самые продаваемые из их модельного ряда машины (в первом полугодии в России было продано 5390 шт. Corolla и 4545 Camry. "Ведомости"), а начинать имеет смысл с не менее чем 10 000 шт. в год, говорит Денис Нуштаев, аналитик ИК Метрополь. С ним согласен и Вячеслав Смольянинов из УралСиба, который, впрочем, отмечает, что российский рынок сейчас растет такими темпами, что в ближайшие как минимум три года места на нем хватит всем. Нуштаев считает, что инвестиции Toyota в российский проект будут сопоставимы с теми, что сделал Ford при строительстве завода во Всеволожске, $150 млн. Ведомости |
|||