10.09.2004

Средний класс ширит ряды



Светлана Иванова

Всероссийский центр уровня жизни (ВЦУЖ) насчитал в России более 13 млн представителей среднего класса. За последние пять лет их число удвоилось. Однако, отмечают эксперты, по сравнению с ведущими экономиками доля “середнячков” в структуре населения ничтожно мала.


К представителям среднего класса ВЦУЖ относил москвичей со среднедушевым доходом в 35 000–70 000 руб. в месяц и людей, проживающих в регионах и получающих 12 000– 27 000 руб.

Согласно исследованию ВЦУЖ, в России живет более 13 млн представителей среднего класса — 9% от всего населения (в Москве — 22%).

Различные критерии среднего класса для Москвы и регионов директор ВЦУЖ Вячеслав Бобков объясняет разной стоимостью потребительской корзины. “Середняки”, поясняет он, “должны не только нормально питаться, приобретать необходимые товары длительного пользования, но и иметь квартиру и машину, а также возможность отдыхать на наших курортах или за рубежом, откладывать деньги [5-30% дохода] на улучшение жилищных условий, приобретение в обозримой перспективе загородного дома, а также на лечение”.

Другие исследователи, однако, определяют российский средний класс не только по размеру доходов. “Уровень зарплаты является лишь ограничительной шкалой для определения среднего класса, — говорит один из экспертов "КОМКОН". — Важен и социальный статус респондента, и его самоидентификация”. По профессиональному признаку “КОМКОН” относит к среднему классу руководителей высшего и среднего уровня, представителей малого бизнеса, квалифицированных специалистов, при этом большая часть из них имеет высшее образование. “Бандит, обладающий высокими доходами, никак не может относиться к среднему классу”, — соглашается главный экономист “Тройки Диалог” Евгений Гавриленков. По его мнению, “этот слой людей определяется не только профессиональной принадлежностью и уровнем образования, но и менталитетом человека”. Научный руководитель Высшей школы экономики Евгений Ясин полагает, что “если брать только уровень доходов, не принимая во внимание образование, профессию и стиль жизни, то около 20% населения могут считать себя средним классом”.

Но с количественными оценками ВЦУЖ Гавриленков согласен. Да и исследования “КОМКОН” дают почти такую же картину: 8% представителей среднего класса в целом среди россиян и 22% — среди жителей столицы.

При этом, отмечает Бобков, за последние пять лет численность “середняков” удвоилась: в 1998 г. они составляли около 4,5% населения (в Москве — 18%) при нижней границе доходов в 3500 руб. “Становление среднего класса идет очень быстрыми темпами”, — констатирует Бобков. По оценке Ясина, динамика прироста соответствует росту доходов населения и даже опережает расширение экономики. По данным Госкомстата, рост располагаемых денежных доходов в реальном выражении с конца 1998 г. по конец 2003 г. составил 81%.

Тем не менее по сравнению с развитыми европейскими странами доля среднего класса в структуре населения крайне мала. Там, говорит Гавриленков, на “середняков” приходится “более 70% населения”. Чтобы достичь этого уровня, доходы российских семей должны увеличиться в 2-3 раза. “Пока средний класс [в России] не консолидирован, нельзя его переоценивать политически, — добавляет Ясин. — Опираться на него можно будет только тогда, когда к нему будут относится 50% россиян”.



Ведомости